Парадокс, но сегодня частная медицина, которую вроде бы должны занимать лишь собственные, коммерческие интересы, заботится и соблюдает права пациентов лучше, чем медицина государственная.
Основные права пациента (они изложены в статье 30-й “Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан”) по закону едины для всех лечебных учреждений — и государственных, и коммерческих. Но, как показывает практика, далеко не всегда пациент может рассчитывать на соблюдение своих прав и достойное качество услуг.
Во многом причина кроется в бедственном положении, в котором находятся государственные и муниципальные лечебные учреждения. Так, по данным комитета по здравоохранению, сегодня износ медицинского оборудования в государственных учреждениях Петербурга составляет в среднем 86%. Как может соблюдаться право пациента на получение качественной помощи при таких ресурсах здравоохранения!
Закрепив в Конституции принцип равного и полного доступа к услугам здравоохранения для всех граждан, государство оказалось финансово не готово к выполнению принятых на себя обязательств. В результате пациенты в больницах все чаще вместо реализации своих законных прав слышат от врачей одни оправдания.
Между тем частная медицина, которая все эти годы активно развивалась, перешла на качественно иной уровень, превратившись в серьезного игрока на рынке медицинских услуг, став реальной и вполне доступной альтернативой государственным учреждениям.
До недавнего времени среди пациентов существовал миф, что, обратившись в частную клинику, человек автоматически переходит на уровень исключительно коммерческих отношений, теряя гарантированные законом права пациента. Но практика доказала — сегодня в частных клиниках права пациентов соблюдаются гораздо лучше, чем в государственных.
За качество услуг клиника отвечает, во-первых, своим именем и репутацией, которые нарабатываются годами труда. Во-вторых, любое нарушение прав пациентов может привести к приостановке действия лицензии клиники на право медицинской деятельности, а значит, краху бизнеса. И такие случаи были.
Удивительно — ни одна государственная больница за последние 15 лет из-за жалоб пациентов лицензии не лишалась. Видимо, их клиентам трудно не только реализовать свои права, но и защитить нарушенные интересы.
Конечно, от ошибок не застрахован никто, но важно отношение к ним, готовность их устранять. Так, сегодня практически все частные компании застраховывают свою профессиональную ответственность, то есть если ее доктор неумышленно допустит ошибку, то страховая компания возместит ущерб пациенту в полном объеме. Таким образом частная медицина стремится отстаивать не только свои, но в первую очередь интересы пациентов.
При этом коммерческая медицина до сих пор остается вне систем целевых программ здравоохранения, а также вне системы обязательного медицинского страхования (ОМС). А это в первую очередь ущемляет права пациентов — в том числе на доступность высокотехнологичных медицинских услуг.
Таким образом, пациент лишается реального права выбора лечебного учреждения, услуги которого бы его устраивали. А сегодня только подобная свобода выбора может помочь превратить права пациентов из номинальных в реальные.
Комментарии
Надежда Алексеева, генеральный директор ЗАО “КардиоКлиника”:
– Начнем с того, что пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях. Поэтому с каждым пациентом частных клиник обязательно заключается договор на оказание услуг, в котором все права больного подробно отражены и подтверждены. Этот документ — гарантия того, что на основании этого договора пациент в случае возникновения претензий сможет отстоять свои права. В государственных больницах такой договор по системе ОМС не оформляется вообще.
Часто перед операцией человеку просто дают подписать документ под фразой “пациент с планируемой операцией и рисками ознакомлен”. Это не юридический документ, и претензии по нему предъявить будет невозможно.
Могу сказать по своему опыту (а я работала и в государственной, и в частной структурах), что у нас пациент чувствует себя комфортнее. В частные клиники люди вообще идут лечиться с определенным настроем — уверены, что попадут в руки к квалифицированному врачу, доверяют ему, знают, что будут размещены в достойных условиях, и верят в выздоровление. А настрой пациента — это очень важно для успешного лечения.
Ашот Исаджанян, главный врач клиники “ОНА”:
— Закон дает право каждому человеку выбирать медицинское учреждение и врача. Но на деле действует иной принцип — пациента “прикрепляют” к районной поликлинике.
Это в свою очередь влечет и нарушение прав больных на выбор методики лечения. Сегодня врач любой клиники обязан проинформировать больного о способе предполагаемого лечения, объяснить суть, рассказать обо всех рисках и опасностях, возможных последствиях и осложнениях, а также об альтернативных методиках. Но чаще всего в государственных клиниках врачи придерживаются стандартной схемы, когда выбор методики делают не вместе с пациентом, а за него. Больного просто не ставят в известность, что существуют другие, альтернативные методы.
Нет в государственных клиниках защищенности медицинской тайны, в отличие от коммерческих структур, где состояние пациента и данные обследований сообщаются даже близким родственникам только с его личного согласия.
Не секрет, что в государственных лечебных учреждениях иногда оплата производится не только через кассу. Но при такой “устной договоренности” пациент уже не сможет подать жалобу в случае нарушения прав или некачественного лечения.
В частных клиниках все оплачивается строго по договору. Никто никогда не станет требовать “дополнительных” вложений. И, к слову, часто одни и те же услуги обходятся в государственных “бесплатных” клиниках даже дороже, чем в частных.
Сергей Сингаевский, главный врач клиники им. Н. И. Пирогова:
— Пациент в частной клинике сегодня, безусловно, находится в более выигрышном положении с точки зрения соблюдения его прав и лучше юридически защищен. Но тут стоит оговориться — только в добросовестных частных клиниках.
Не нужно забывать, что на рынке все еще есть нечестные игроки, которые только дискредитируют работу частных клиник. Такие фирмы часто не имеют ни своего оборудования, ни необходимых условий для оказания медицинских услуг — работают в арендованных операционных в рядовых больницах. Вот в таких непонятных заведениях риск нарушения прав пациента куда выше, чем в государственных клиниках, которые честно обеспечивают хотя бы узкий, стандартный набор услуг.
И чтобы четко обозначить для пациентов добросовестных игроков рынка, ведущие частные клиники города объединились в “Ассоциацию клиник Санкт-Петербурга”. Получился своеобразный союз, являющийся гарантом, что в клиниках, входящих в состав ассоциации, пациент получит качественное лечение и его права будут соблюдены должным образом.
Любовь Суслова