Данные статистики показывают, что на первое место по числу претензий и жалоб на качество медицинской помощи среди всех врачебных специальностей выходят стоматология и протезирование зубов. Они опережают и гинекологию, и хирургию, включая пластическую хирургию.
Сразу оговоримся, не все эти претензии обоснованы, то есть имеют под собой объективно выявляемые дефекты оказания медицинской помощи. Порой в основе конфликта лежат несбывшиеся ожидания пациента или не сложившиеся межличностные отношения. Но нам приходится сталкиваться и со случаями вопиющего нарушения прав пациента (не будем пугать перечнем дефектов и их последствий), причем не только в районных поликлиниках, но и в известных, широко рекламируемых в городе, клиниках.
Почему это так? Может быть, уровень оказания стоматологической помощи в наше время и в нашей стране действительно находится на доисторическом уровне?
Да нет. Сегодня, во всяком случае, в крупных городах применяются все возможные современные методики лечения и протезирования зубов. Если судить по рекламе, то основная масса населения страдает стоматологическими заболеваниями (и сексология, и андрология, и гинекология отступают на второй-третий план). Возможно, это действительно так, ведь при сохранившейся с советских времен системе районных стоматологических поликлиник, число различных «центров», «клиник» и «фирм» постоянно растет.
Этот рост обусловлен, и тем, что основной перечень услуг в стоматологии и протезировании не входит в систему обязательного медицинского страхования, то есть это платные услуги. Но даже при бесплатном оказании стоматологической помощи редко кто из нас не согласится заплатить за использование врачом «импортных материалов». Эти факты наверняка известны читателю.
Так в чем же дело? Прежде всего – в нас самих.
Первое. Удивительно, но в нашей среде бытует ряд наивных и противоположных по своей сути заблуждений. С одной стороны, мы высокомерно пренебрегаем гигиеной и мерами профилактики (и это притом, что реклама зубных щеток и паст не уступает по времени и изобретательности рекламе гигиенических прокладок и косметических средств). С другой стороны мы никак не хотим усвоить простую истину: чем позже мы обращаемся к врачам, чем запущеннее зубы, тем сложнее и дольше (значит – дороже) придется их лечить.
Во-вторых, во всяком случае, пока число оставшихся во рту зубов превышает число утраченных, мы не считаем утрату какого-либо зуба большой потерей. Зачастую пациенты настаивают на удалении больного зуба вопреки предложению врача потратить какое-то время и предпринять попытку его сохранения. Этот подход зафиксирован даже на официальном уровне. Так, например, «Правила судебно-медицинской экспертизы …» не относят утрату даже нескольких зубов к утрате органа, не связывают с этим фактом причинение вреда здоровью пациента (кстати, примите эту информацию к сведению, обращаясь с претензиями к стоматологам).
В-третьих, мы свято верим, что кто-то сможет сделать с нашими зубами нечто лучшее, чем было дано от природы. Возможно, виновата реклама и наше близкое знакомство с жизнью отечественных и западных кинозвезд, сверкающих фарфоровыми улыбками. Поверьте, это не так. Никакие протезы не будут служить Вам лучше, чем свои родные даже леченые зубы (естественно, до определенной стадии их разрушения). Кроме того, практически все виды зубного протезирования предполагают наличие во рту хотя бы части своих зубов. При этом предлагаемые Вам варианты протезирования будут более разнообразными, а его результаты – более эффективными физиологически и эстетически.
В-четвертых, мы заблуждаемся, что все можно исправить быстро, чуть ли не за одно посещение. Это не так, и дело здесь вовсе не в том, что отстают наши отечественные технологии, таковы объективные закономерности лечебного процесса. Кстати, в своей практике мы неоднократно сталкивались с дефектами стоматологической помощи и даже с развитием тяжелых общих осложнений после «одномоментного» лечения под наркозом десятка или более зубов за одно посещение.
Наконец некоторые из нас верят (и это, безусловно, достижение последних лет нашей жизни), что за деньги можно сделать все. Заверяем Вас, что и это всего лишь еще одно заблуждение. Все будет зависеть не столько от Ваших финансовых возможностей, сколько от того до какой степени деградации Вы довели свою зубочелюстную систему.
Итак, Вы не посещали стоматолога систематически с целью профилактики, иначе не возник бы следующий вопрос. Что делать, когда возникает неминуемая необходимость обратиться за помощью к зубному врачу?
Надо выбрать себе лечащего врача. Мы не оговорились, не фирму, а именно врача.
Придется разрушить еще одно заблуждение, не все лучшие в городе врачи находятся в самых дорогих фирмах или на кафедрах институтов. Не будем анализировать причины этого факта, но поверьте, что это именно так.
Начните с рекламы, но используйте ее в чисто познавательных целях, например для ознакомления со спектром представляемых услуг, ценами на них и т.п.
Отнеситесь к выбору врача самым серьезным образом, это залог хорошего конечного результата. Не жалейте времени, если все о чем мы говорили выше правда, то Вы, скорее всего, уже потеряли его достаточно и не на пользу здоровью.
Выбирать следует не по принципу «чем дороже, тем лучше». Хотя согласно гражданскому законодательству за качество услуги, оказанной конкретным исполнителем, отвечает организация, в которой он работает, нельзя утверждать, что солидные (богатые) фирмы легче идут на разрешение конфликтных ситуаций.
Не следует ориентироваться и сугубо на территориальный признак (близость к дому или работе). Лечение зубов, а тем более их протезирование процессы длительные. Потеря времени «на дорогу» при этом не будет самой значимой. Для Вас важнее результ.
Начните с опроса Ваших родственников, знакомых и сослуживцев. При этом соблюдайте несколько простых правил. Ориентируйтесь на постоянных врачей Ваших собеседников – никто не будет годами пользоваться услугами плохого врача. Не только слушайте, но и смотрите в рот собеседнику (точнее, на его зубы). Если Ваш знакомый попытается показать Вам что-то в глубине рта, не стесняйтесь и не отказывайтесь от такой возможности «поглубже» оценить качество лечения и протезирования. Вместе с тем, относитесь к этой информации критически, если Вам рассказывают, о мучениях при постановке 15 пломб, а Вы не можете отличить здоровый зуб рассказчика от больного, то попросите адрес этого врача-злодея.
Ненавязчиво (не объявляя о своем выборе) уточните полученную информацию в учреждении, где работает Ваш будущий врач, поговорите в регистратуре, в гардеробе – юные девушки и старушки, при правильном подходе, словоохотливы и доверчивы. Кстати, в регистратуре Вы можете ознакомиться с лицензионными документами клиники, с предлагаемым Вам договором на оказание услуг (об этом см. в № 6 за прошлый год). Иногда весьма ценная информация может быть получена в соседних учреждениях (магазинах, парикмахерских и т.п). Наконец, посидите какое-то время в коридоре у кабинета врача, выбранного Вами, послушайте, что говорят пациенты между собой, посмотрите, как они заходят в кабинет врача, как выходят из него.
Итак, выбор врача сделан. Что дальше? Дальше (самое трудное) не навредить себе в ходе лечебного процесса. Наши рекомендации банальны, но проверены жизнью.
Никогда «не врите» своему врачу! И не старайтесь облегчить его жизнь и работу какими-либо умолчаниями. Честно расскажите о себе, своих заболеваниях, привычках, образе жизни. Хороший врач всегда поможет Вам выделить главное в Вашей «одиссее».
Позвольте врачу без спешки осмотреть и обследовать Вас, дайте время подумать. Если потребуется дополнительное обследование, соглашайтесь – это в Ваших интересах.
Детально обсудите с врачом свое нынешнее состояние, варианты лечения и протезирования, риск возникновения осложнений, меры их профилактики. Для себя уясните, какова доля Вашего участия в процессе Вашего же лечения. Не стесняйтесь выказать свою некомпетентность, если что-то не ясно, лучше переспросите. Слушайте все внимательно, после беседы не должно остаться вопросов, на которые ответит «подружка».
Эта беседа должна завершиться составлением плана лечения (протезирования), который оформляется в медицинской карте или на отдельном бланке и подписывается Вами и врачом. Если такой план громоздок и предусматривает несколько вариантов развития событий, значит, врач и его план хороши.
Доверяйте своему врачу! Вы сами тщательно выбрали его, а значит, можете рассчитывать на его компетентность и опытность. Ваш врач из простого чувства самосохранения постарается составить оптимальный план лечения (протезирования) и выполнить его, обойдя все возможные риски.
Не навязывайте врачу своего мнения! Главный принцип, врачебной практики: «не навреди». В конце концов, Вы своего добьетесь – «клиент всегда прав», но будет ли Ваш вариант лучшим, это вопрос. Если врач не соглашается с Вашими предложениями и предлагает Вам обратиться к другому специалисту, то насторожитесь – похоже, Вы рискуете уйти не от хорошего, а от «очень хорошего» врача.
Не ждите обещаний великолепного результата, не требуйте их от врача. Наоборот, если они прозвучали – насторожитесь, возможно, Вы ошиблись с выбором.
Обсудите заранее с врачом возможную стоимость лечения (протезирования), чтобы не повергать в последствии себя в шоковое, а врача в стрессовое состояние
Не торопите своего Врача! Ведь он и сам бы не отказался быстрее получить Ваши деньги. Но для Вас то важен конечный результат. На какой-то период спланируйте свою деятельность и жизнь под столь важное для Вас (и дорогое) лечение. Не надо говорить врачу о срочной командировке, важных встречах, гастролях или женитьбе – об этом говорят все, и врач с грустью уже адаптировался к таким заявлениям.
Выполняйте назначения и рекомендации врача! Не пропускайте назначенные приемы. Процесс лечения всегда зависит, как минимум от трех факторов: умения врача, Ваших установок на хороший результат и Высших Сил. Последние – вне нашей компетенции, врача мы уже выбрали, теперь дело за нами. Поверьте, иногда от самых незначительных, на Ваш взгляд, гигиенических и профилактических процедур зависит исход сложнейших и дорогостоящих манипуляций. Если же Вы что-то не выполнили или нарушили, скажите об этом честно (см. выше), не надо «беречь» врача от огорчительных известий, не исключено, что что-то еще можно исправить или откорректировать.
Не надо «беречь» врача в момент приемки работы, особенно при протезировании. Не спешите заявить, что «все прекрасно». Попробуйте и так, и этак, пожуйте, постучите зубами, пройдитесь языком вдоль и поперек, выполните все тесты, предлагаемые врачом. Не торопитесь, радуя врача, уходить с «обновкой». Все равно, если что-то не так, Вы вернетесь. Через час ли, через день, но вернетесь.
Надеемся на то, что наши рекомендации помогут Вам в общении со стоматологами и в достижении благоприятного результата лечения и протезирования.
Если все же произошло нечто, что не согласуется с Вашим представлением о качественной стоматологической помощи, то прежде, чем развертывать полномасштабные «боевые действия», не плохо было бы, убедится в обоснованности Ваших претензий. Но если врач, к которому Вы пришли со своими сомнениями, не описывает в медицинской карте ваше состояние и не дает письменных же рекомендаций по устранению недостатков, то постарайтесь не принимать к сведению полученную информацию.
Заместитель генерального директора Исследовательского Центра
«Независимая медико-юридическая экспертиза» С. Ф. Балутин
Главный врач клиники «КДС» Э.Г. Агаджанян