Нравится нам это или нет, но мы живем в такой период развития страны, когда ста-ринная поговорка «лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным», становится зловещей реальностью. К нашей системе здравоохранения и обязательного медицинского страхования как ни подступись – кругом одни проблемы.
Все имеет свои объяснения. Да, мы знаем о финансировании системы по остаточ-ному принципу, предполагаем, что наиболее квалифицированные медицинские работники уже «устроились» в коммерческих медицинских учреждениях, но надеемся, все же, что и на нашу долю достанется внимания и качества медицинской помощи.
С точки зрения закона наши надежды обоснованы. Еще в статье 25 Декларации прав и свобод человека (принята ВС РСФСР 22.11.1991 г.) указывалось: «Каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здраво-охранения». Это право гарантировано и Конституцией РФ (1993 г.): «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений» (статья 41, часть 1). Причем, это наше конституционное право может быть ограничено только «в ус-ловиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты кон-ституционного строя» и только специальным федеральным конституционным законом, определяющим пределы и срок действия вводимых ограничений (статья 56, часть 1).
Сошлемся еще на один закон. Это Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г.). Статья 17 Основ, в соответствии с Конституцией указывает: «Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья …», а статья 20 уточняет: «Граж-дане имеют право на бесплатную медицинскую помощь» … «Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с програм-мами обязательного медицинского страхования». В заключительной части статьи 30 («Права пациента») говорится: «В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соот-ветствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии, ли-бо в суд». Наконец, статьей 68 на медицинских работников возлагается ответственность за нарушение прав граждан в области охраны здоровья, а статья 69 закрепляет наше право на обжалование действий, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья в соответствии с действующим законодательством.
Жизненная ситуация, когда приходится обращаться за медицинской помощью экс-тренно, далеко не редкое явление. Потребность в скорой или неотложной медицинской помощи у населения велика и обусловлена она не только травмами или несчастными слу-чаями, но острыми состояниями, возможными при целом ряде хронических заболеваний.
Статистика обращений граждан в нашу специализированную (в вопросах медицин-ского права) юридическую консультацию показывает, что в чистом виде претензии непо-средственно к оказанию скорой или неотложной помощи, явление не столь уж и частое. Однако все известные нам случаи трагичны и по конкретной ситуации для больного и родственников, и по последствиям неоказания своевременной помощи. Вынуждены также констатировать, что претензии к работе платной скорой медицинской помощи предъяв-ляются чаще, чем к государственной системе скорой и неотложной медицинской помощи. Необходимо отметить и то, что они имеют, как правило, несколько иную основу. Недо-вольство государственной «скорой» возникает чаще из-за задержек в обеспечении вызова. Претензии же к «коммерсантам» вызваны в большинстве своем качеством предоставлен-ных услуг, и это объяснимо повышенной требовательностью таких пациентов.
Давайте разберемся с предметом нашего разговора. Статья 39 упомянутых выше Основ трактует скорую медицинскую помощь, как помощь, оказываемую «гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях)». Согласно закону она должна оказываться «безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности» … «Скорая медицинская помощь оказывается специальной службой скорой медицинской помощи го-сударственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Минздравом РФ. Скорая медицинская помощь гражданам РФ и иным лицам, находящим-ся на ее территории, оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней». То есть по закону скорая (и неотложная) помощь должна быть незамедлительной, бесплат-ной, не связанной с гражданством или местом регистрации пациента.
Как же поступать в той тревожной ситуации, когда служба скорой медицинской помощи не спешит с ее оказанием?
В последующем, особенно если несвоевременное оказание скорой медицинской помощи приведет к неблагоприятным последствиям для Вашего (или Вашего родственни-ка) здоровья, Вы сможете реализовать свои нарушенные, но предусмотренные законом права путем письменного обращения в различные ведомственные инстанции, профессио-нальные ассоциации, лицензионную палату и даже в суд. Но это потом, а сейчас Вам важ-но своевременно получить помощь, в которой Вы (Ваши близкие) нуждаетесь.
Во-первых, помните, что Ваш телефонный звонок по вызову машины скорой по-мощи и ответы оператора автоматически фиксируется (во всяком случае, должны фикси-роваться) на магнитных носителях. Следовательно в конфликтной ситуации есть надежда достоверно доказать факт Вашего обращения в службу скорой помощи. С другой стороны, учитывая это обстоятельство, постарайтесь без лишних эмоций оценить ответ оператора – возможно, он и прав отказывая Вам в приеме вызова. Прислушайтесь к его обоснованию отказа, к его рекомендациям, ведь он то точно знает, что разговор записывается.
Во-вторых, не постесняйтесь переспросить, кто именно принял Ваш вызов – личная ответственность очень дисциплинирует любого исполнителя. Не будет лишним, если Вы зафиксируете в своей записной книжке время Вашего звонка и фамилию оператора. Если обслуживание вызова задерживается, и Вы вынуждены звонить вторично, то поинтере-суйтесь у оператора, какому должностному лицу и по какому телефону Вы можете «по-жаловаться» на задержку с оказанием скорой медицинской помощи. При этом укажите время Вашего первого звонка и фамилию оператора, принявшего Ваш вызов.
Будет еще правильнее, если Вы заблаговременно занесете в свою домашнюю теле-фонную книжку нужные телефоны, в том числе и телефон 117-45-04. Это «телефон по претензиям к работе «скорой помощи» м лечебных учреждений», он вовсе не секретный. Мы нашли его в желтых страницах и проверили – действительно претензии принимаются. Кроме того, занесите в свою книжку телефоны своего районного территориального управления здравоохранения, телефоны должностных лиц своей поликлиники и т.п. Это необходимо, поскольку будучи формально объединенными в единую службу скорой и не-отложной помощи, «неотложка» фактически осталась при районных поликлиниках.
Наконец, определенные меры воздействия можно ожидать и от своей районной администрации, при каждой из них создана служба экстренного реагирования на жалобы граждан, телефоны которой не трудно обнаружить в справочниках.
Вот, пожалуй, и все способы срочного реагирования на несвоевременность оказа-ния скорой медицинской помощи.
Если они не помогают, а состояние больного ухудшается, то может быть восполь-зоваться услугами платной скорой помощи (их достаточно много в городе). В последую-щем не исключено, что вам удастся возместить свои расходы через районное управление или свою страховую компанию. Но сразу предупреждаем, что это не быстрый, не простой, а освещение его требует отдельного разговора.