Елена Денисенко «Эксперт Северо-Запад» №44(298) / 27 ноября 2006
Летом прошлого года несколько клиник Петербурга, устав в одиночку бороться со страховыми компаниями, затягивающими выплаты за услуги в рамках ДМС, решили выступить единым фронтом. Успешно проведенная акция стала отправной точкой процесса создания Ассоциации клиник Санкт-Петербурга, зарегистрированной в ноябре 2005 года. Возглавивший ассоциацию начальник ЦМСЧ №122 Яков Накатис подводит итоги первого года работы профессионального объединения.
– Как вы, руководитель государственного лечебного учреждения, не просто вошли в одну ассоциацию с частными клиниками, но возглавили ее?
– Наша медсанчасть оказывает помощь сотрудникам Минатома РФ. Но государственный заказ обеспечивает нам не более 15% загрузки мощностей. Чтобы обеспечить функционирование и развитие такого огромного учреждения, как наше, приходится вести активную коммерческую деятельность – заключать договоры с корпоративными клиентами, предоставлять услуги в рамках ДМС или за наличный расчет. С этой точки зрения мы в большей степени коммерческое, чем государственное предприятие. Наши заботы во многом совпадают с проблемами коммерческой медицины (хотя я не люблю это определение), и решать их логичнее вместе.
– В нашем городе уже несколько лет действуют различные профессиональные объединения врачей. Зачем потребовалось создавать еще одно?
– Действительно, в Петербурге помимо узкопрофильных объединений стоматологов, кардиологов, хирургов и так далее существует Медицинская палата, объединение главных врачей, представительства нескольких всероссийских организаций. Но дело в том, что ряд из них объединяет государственные или муниципальные лечебные учреждения и не подходит для решения проблем коммерческих клиник. Впрочем, это не мешает нам взаимодействовать по конкретным вопросам (к примеру, мы периодически встречаемся с руководством петербургского отделения Всероссийской медицинской ассоциации). Другие организации, объединяющие представителей коммерческой медицины, нас не устраивают, так как, мягко говоря, не выполняют своих функций.
– Какие задачи, не выполняемые коллегами, поставила перед собой ваша организация?
– В ассоциации собрались единомышленники, прописав в уставе задачи, которые мне очень близки. Конечно, любой бизнес ведется ради получения прибыли. Но субъекты бизнеса, которые собираются вместе, чтобы составить этический кодекс и правила работы на рынке частной медицины, ради того чтобы установить для себя некие профессиональные и сервисные стандарты, мне лично симпатичны.
Та основа, на которой, по убеждению участников ассоциации, должны строиться отношения врача с пациентом и коллег друг с другом, называется простым словом «честность». Проще говоря, мы хотим вести свои дела по таким правилам, чтобы любой потенциальный клиент был уверен: обратившись в клиники ассоциации, он получит честную, качественную услугу по честной, обоснованной цене.
– Каким образом членство в ассоциации гарантирует качество медицинских услуг?
– Здесь есть несколько составляющих. Надо помнить, что врач не может работать и расти вне контактов с профессиональным сообществом. Мы внутри ассоциации создаем некое информационное пространство, которое позволяет сотрудникам клиник общаться с коллегами, обмениваться опытом, новыми знаниями. Кроме того, в сложных случаях врач любой клиники ассоциации может пригласить коллег на консилиум, что тоже потенциально повышает качество медицинской помощи.
– Но ведь главный инструмент настройки качества – стандарты оказания медицинской помощи. А у вас таковых нет.
– На уровне ассоциации нет, но у некоторых членов объединения они разработаны и закреплены в письменном виде. Не побоюсь быть нескромным, но наиболее полные, всеобъемлющие стандарты лечения для клиники и поликлиники пока принадлежат нашей медсанчасти. Мы передали этот документ всем членам ассоциации: режьте, выбирайте, подгоняйте под себя! Надеюсь, в недалеком будущем на основе наработок членов объединения будут созданы единые стандарты медицинской помощи, которые станут мерилом для наших клиник.
– Однако стандарты эти принесут в основном моральное удовлетворение членам ассоциации…
– Вы правы, юридической силы они иметь не будут. Это не предусмотрено российским законодательством. А мы как организация не имеем полномочий для того, чтобы инициировать распространение наших стандартов за пределы ассоциации. Но зато мы сможем сказать каждому жителю города: клиники нашей ассоциации работают по стандартам, соблюдение которых обеспечивает качественную медицинскую помощь на современном уровне. Мы и теперь немало делаем для продвижения коллективного бренда, а появление «внутренних ориентиров» поможет нам делать это более аргументированно.
– Удается ли вашему объединению отстаивать общие интересы коммерческих клиник?
– Есть уже такие примеры. Мы смогли убедить страховщиков, что нельзя более чем на две-три недели задерживать платежи: они ведь не раздают свои полисы авансом, вот и мы считаем логичным получать плату за услуги вовремя. Другой пример – вопрос о равном праве клиник всех форм собственности на участие в программе ОМС, поднятый нами в мае 2006 года. Иск к Комитету по здравоохранению и ТФ ОМС подали клиника «Скандинавия» и «Кардиоклиника», но мы поддерживаем своих коллег в этой борьбе.
– Вы не собираетесь расширять ассоциацию?
– Наши двери открыты. Пока в ассоциацию, как и в момент создания, входят 13 членов. Но сейчас мы рассматриваем заявления еще двух клиник о вступлении в нашу организацию.