Алексей Стригин, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, “Российская Газета”, №29 (4586), 13 февраля 2008
НОВАЯ система стандартов качества обслуживания проходит тестирование в 15 медицинских учреждениях Санкт_Петербурга. О результатах этой «обкатки» станет известно уже весной. Но сейчас специалисты утверждают: без внедрения подобной системы дальнейшая полноценная врачебная помощь населению невозможна. Как контролировать качество услуг? Как обязать врачей отвечать за назначенное неэффективное лечение? Какова в этом процессе роль страховых компаний? Сейчас эти вопросы беспокоят всех. Существующая система контроля качества дает сбои. Очевидно, она должна быть либо рыночной и исключать из цепочки Фонд обязательного медицинского страхования, либо социальной – и исключающей участие страховых компаний.
– В настоящее время у нас существуют обе составляющие, и поэтому ни одна не работает полноценно, – говорит заместитель председателя комитета по здравоохранению правительства Петербурга Фарит Кадыров. Смольный должен вскоре рассмотреть закон о государственной гарантии медицинской помощи, в котором будут закреплены функции контроля и нормативы оказываемой медицинской помощи, они и определят размер дальнейшего финансирования. В этом контексте на страховые компании ложится функция контроля качества предоставляемых услуг. Причем, по мнению Кадырова, коммерческим медицинским структурам необходимо предоставить право участия в ОМС, в случае если их услуги будут бесплатными.
Стоит напомнить, что первый шаг к частно_государственному партнерству был сделан в нашем городе в 2007 году, когда четырем коммерческим клиникам было разрешено участвовать в системе ОМС, но уже на первом этапе эксперимента возникли сложности с тарификацией услуг.
– Это произошло потому, что существующие тарифы ОМС покрывают всего лишь пять статей расходов клиник, не говоря уже о себестоимости услуг и возможной прибыли, – отмечает исполнительный директор Ассоциации клиник Санкт-Петербурга Ануфриев Сергей Анатольевич.
Очевидно, что под качеством медицинских услуг должна пониматься эффективность этого процесса, а не количество выписанных рецептов на душу населения. «Необходимо не лечить, а вылечивать, и в этом есть задача ОМС. Сейчас же ОМС не обеспечивает эффективность процесса. Таким образом, ключевым моментом является переход от процесса к результату лечения», – подчеркивает руководитель научного сообщества страховщиков Денис Горулев.
Еще одним серьезным недостатком существующей системы медицинского обслуживания является фактическая безнаказанность врачей, вынуждающих пациентов платить за свои услуги.
«Сейчас отсутствует возможность наказания виновного», – считает руководитель департамента ДМС одной из петербургских страховых компаний Елена Шемякина. По ее словам, в соответствии с действующим законодательством вся вина, в случае если медицинское учреждение неправомочно взяло деньги с пациента, лежит на страховой компании. «С введением ОМС наши врачи развратились деньгами своих пациентов, несмотря на то, что тарифы на ОМС значительно возросли в 2007 году», – заявила Шемякина.
Как показывает практика, наказать виновного врача через суд сейчас фактически невозможно: эксперты говорят, что в большинстве случаев суд принимает сторону государственного медицинского учреждения. С другой стороны, и сами обиженные пациенты еще зачастую просто боятся жаловаться на медиков, несмотря на то, что в городе существует ряд горячих линий, по которым свою жалобу можно оставить анонимно (телефон одной из них – 635_55_77).
По мнению экспертов, позитивный перелом в качестве медицинского обслуживания населения должен произойти уже скоро – весной этого года, когда будет принята новая стратегия развития здравоохранения РФ.
Возможно, она заменит систему государственного контроля за качеством оказываемых медицинских услуг страховыми инструментами, разграничив ДМС и ОМС. К этому времени станут известны и результаты внедрения системы клинико_экономических стандартов (которая закрепляет перечень и количество обязательных к предоставлению услуг). Предполагается, что если обкатка пройдет успешно, система заработает уже к концу этого года.