Газета «Коммерсантъ» № 10 (4310) от 22.01.2010
В структуре ВВП РФ валовая добавленная стоимость в здравоохранении и социальных услугах составила в 2008 году (последние подробные данные) 1,2 трлн руб., в образовании — 971 млрд руб., в 2008 году индексы физического объема произведенного ВВП в этих секторах экономики не изменились, в первых трех кварталах 2009 года — сокращались в образовании на 0,2-0,5% к тому же периоду 2008 года, в здравоохранении и социальных услугах — на 1,4-1,5%. Объем добавленной стоимости в этих секторах сравним с объемами ее в услугах финансового посредничества, однако в экономике РФ они исторически являются государственными, несмотря на отсутствие формальной госмонополии и существование частных школ и медучреждений.
До последнего момента говорить об эффективном стимулировании инвестиций в здравоохранение и образование не приходилось. Налоговая система РФ предоставляет льготы по налогу на прибыль для клиентов медицинских и образовательных учреждений и компаний: из-под налога выведены взносы предприятий по договорам медобслуживания или добровольного медицинского страхования работников в размере до 6% фонда оплаты труда. В части образования таких норм нет — компании могут списывать на затраты все, потраченное на профобучение и переподготовку сотрудников (с 2009 года — даже тех, которых они только собираются нанять). Тем не менее основой сектора является госфинансирование среднего и высшего образования, преимущественно из бюджетов второго и третьего уровня (большинство школ в РФ — муниципальные, среднее образование — компетенция местного самоуправления, но исполнение полномочий его в этой области финансируется преимущественно трансфертами регионов). В здравоохранении же основа сектора — обязательное медстрахование (ОМС) и госмедучреждения, финансируемые из бюджетов всех трех уровней.
Как пояснили “Ъ” в аппарате Игоря Шувалова, первый вице-премьер говорил об обсуждаемой в Белом доме идее полного освобождения от налога на прибыль доходов компаний, оказывающих населению медицинские и образовательные услуги. “В России нет качественных услуг в этих областях. Поэтому ради их будущего скачка в развитии может быть и стоит освободить их налога”,— подтвердил “Ъ” другой источник в правительстве. По его словам, льгота, возможно, не распространится на косметологию и стоматологию. Оппоненты же говорят о недопустимости фискальных послаблений для отдельных отраслей и ссылаются на опыт, например, Германии, где коммерческие клиники и центры образования работают на общих принципах налогообложения.
Впрочем, исходя из слов Игоря Шувалова, либерализация доступа частного капитала в сектора здравоохранения и образования будет сопровождаться и уравниванием доступа частных и госструктур к средствам бюджетов. В случае с образованием “Национальная образовательная инициатива”, которую вчера, как заявила пресс-служба Кремля, подписал президент Дмитрий Медведев, декларирует доступ частных школ к средствам “школьных ваучеров” в рамках нормативно-подушевого финансирования школ (ранее Игорь Шувалов заявлял “Ъ” и о возможности получения частными школами бюджетных грантов). В конце 2009 года Минобрнауки подтверждало намерение распространить нормативно-подушевое финансирование (эксперименты с ним ведутся в 34 регионах) на всю территорию РФ к 2011-2012 году. В случае с системой ОМС доступ частных медучреждений к средствам региональных фондов обсуждается Минздравом пока без сроков — до этого необходима одноканальная система финансирования здравоохранения в рамках ОМС.
В случае если частные медицинские и образовательные учреждения действительно получат доступ к средствам ОМС и местных бюджетов, в ближайшие годы теоретически возможен бум инвестиций в эти сектора, где качество госуслуг непрерывно снижалось с начала 90-х, а платежеспособный спрос велик. Впрочем, масштабы бума напрямую зависят от возможностей Белого дома по реальной либерализации этих секторов — в том числе и снятии де-факто запретительных административных барьеров для открытия компаний в секторах. При серьезности намерений правительства в этих отраслях с оборотом около 2 трлн руб. в год Белому дому придется потратить не менее полутора-двух лет на “технические” работы, которые позволят увеличить долю негосударственного сектора в здравоохранении и образовании без приватизации в перспективе 5-10 лет не более чем до 15%.
Дмитрий Бутрин, Вадим