СПб. В России стартует очередная попытка узаконить деятельность лоббистов и GR-специалистов. По мнению Павла Толстых, шанс, что закон о лоббизме появится уже в 2011 г., очень велик.
В США рынок лобби составил в 2008 г. $3,3 млрд против $2,9 млрд годом ранее. В России его объем пока невелик. По оценке руководителя Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павла Толстых, он составляет немногим больше $100 млн в год. Это «белая» часть рынка, куда входят бюджеты профессиональных ассоциаций, консультационных и юридических фирм, GR-департаментов (от англ. government relations) российских и западных бизнес-корпораций. Но большая часть рынка находится в тени и тесно связана с коррупцией.
История с принятием закона о лоббизме длится не один десяток лет. Ближайшая дата очередной попытки — 1 ноября. К этому сроку Минюст должен разработать рекомендации по подготовке закона. Насколько велика вероятность, что теперь все случится?
–К сожалению, большое число противников у этого закона возникло из-за непонимания, чем занимаются лоббисты, в чем их общественная польза и какова мировая практика регулирования их работы.
Лоббистов можно сравнить с адвокатами. Если последние представляют интересы заказчиков в суде, то лоббисты — в органах законодательной и исполнительной власти. Лоббисты понимают, как согласовываются и принимаются политические решения, и могут профессионально донести потребности различных общественных или бизнес-групп до чиновников или депутатов в процессе разработки решений. Конечно, у простых людей потребностей в органах законодательной и исполнительной власти не так много. Но, например, в США, где гражданская активность населения крайне высока, общественные организации не только сами активно влияют на власть, но и нанимают лоббистские фирмы, которые, зная бюрократические процессы, делают это профессионально.
Говорить с высокой долей вероятности, что закон в России наконец появится, можно по нескольким причинам. С одной стороны, в стране сформировался класс профессионалов, практически во всех крупных компаниях есть GR-департаменты (в ряде компаний в таком отделе работают более 30 специалистов). Также в России открыли свои представительства ведущие международные лоббистские фирмы.
С другой стороны, власть, наблюдая эти тенденции, меняет свое отношение к лобби. К тому же борьба с коррупцией обозначена президентом как одна из основных задач, а такой закон как раз из серии антикоррупционных. Мы надеемся, что он может быть инициирован его уже в 2011 г.
Действительно ли закон снизит коррумпированность чиновников?
–Если он будет написан в соответствии с мировыми тенденциями, то легализует деятельность лоббистов и GR-специалистов. Они получат статус и станут реальными субъектами политического поля. Закон предоставит им официальное право на доступ в органы исполнительной и законодательной власти. Теперь не надо будет унижаться, чтобы войти в здание профильного министерства.
Вместе с правами лоббисты по закону получат и обязанности. Раз в полгода они будут отчитываться о своей работе, предоставлять подробную информацию: кто их нанял, размер контракта, с кем взаимодействовали. Эта информация должна быть открытой и размещаться на официальном сайте органа госвласти.
Такая отчетность направлена прежде всего на предотвращение коррупционных проявлений, которые, как и в любой другой отрасли, время от времени встречаются в лоббистской среде.
А что еще по этому поводу говорит мировая практика?
–К сожалению, в лоббизме тоже бывают нечистоплотные люди, которые пытаются неправовыми методами влиять на политические решения. Именно поэтому, надо признаться, у лоббистов по всему миру подмоченная репутация. Но в мире уже давно придумали, как свести коррупцию в этом вопросе к минимуму: максимальная открытость в принятии политических решений, минимизация распределительных функций в руках одного чиновника, жесткая отчетность лоббистов.
Сколько стоит лоббистская кампания в России и как формируется цена на услуги?
–Полноценная лоббистская кампания в России (изменение законодательства, поддержка в области таможенно-тарифной политики и пр.) оценивается не менее чем в 300 тыс. у. е. и занимает порядка года. Если вопрос имеет системных противников, цена увеличивается до 1 млн у. е. (см. материал на стр. 17. — Ред.). Российские фирмы-заказчики предпочитают платить по факту завершения значимых этапов работы. Нередко в самом конце кампании они выплачивают бонус, который может составлять значимую часть общего бюджета. Стоит признать, что российские заказчики (даже крупнейшие) используют теневые бюджеты и наличные. Иностранные фирмы-заказчики, как правило, предпочитают работать по системе человеко-часов. Один час работы каждого члена команды, задействованной в работе, оценивается не меньше чем в 500 у. е. Консультант, проводя лоббистскую кампанию, фиксирует время, потраченное на работу, и по итогам месяца представляет детальный отчет, на основании которого выставляется счет.
Согласно данным журнала «Финанс», из 500 российских миллиардеров 33 являются либо членами Совета Федерации, либо депутатами Госдумы. Видимо, не зря. Могли бы вы привести пример того, как вхождение во власть может пойти на пользу бизнесу?
–Буквально из последнего, что называется. В конце 2008 г. группой депутатов был предложен закон о внесении изменений в ряд статей Налогового кодекса в части уточнения порядка определения налоговой базы по НДС при реализации автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет.
Одним из инициаторов поправок выступил депутат Сергей Петров. Он является основателем одной из крупнейших российских компаний — дистрибьюторов иномарок — ГК «РОЛЬФ». Предлагалось дополнить ст. 154 НК РФ нормой, по которой отменялось двойное налогообложение, с которым сталкивались салоны при покупке и повторной продаже автомобилей старше 3 лет.
По прогнозам PricewaterhouseCoopers, объем рынка подержанных автомобилей на 2010 г. составит $10 млрд. По данным инициаторов законопроекта, после его принятия до 80% продаж придется на автосалоны, а не на так называемый стихийный рынок. Учитывая, что средняя доля ГК «РОЛЬФ» на этом рынке составляет 25%, можно подсчитать, что благодаря принятию законопроекта в этом году компания Сергея Петрова может получить дополнительно до $2 млрд.
Сколько сегодня законов принимается при участии лобби?
–Некорректный вопрос. Лоббизм — это донесение общественных интересов до чиновников или депутатов. Почти все законы лоббируются. Не сам же законодатель вдруг берет и начинает писать закон. Он общается с избирателями, с ассоциациями, бизнесом и в ответ на это общение, поняв законодательный пробел или проблему, начинает разрабатывать проект закона. Если взять экономические законы, затрагивающие интересы бизнеса, то преобладающее их большинство пишется в соответствующих департаментах корпораций.