В новых экономических условиях проблема эффективного управления ресурсами является одной из наиболее актуальных в системе здравоохранения России. В решении этого вопроса важную роль играют руководители медицинских учреждений (или его структурных подразделений), работники органов управления здравоохранения, специалисты страховых медицинских компаний и территориальных фондов обязательного медицинского страхования – все те, кто непосредственно участвует в управлении кадровыми и материальными ресурсами здравоохранения.
По оценкам экспертов около 60% (!) руководителей здравоохранения различного уровня не имеют специального образования по организации здравоохранения и основам менеджмента. Назначение на должность руководителя учреждения практикующего врача, а не менеджера, отсутствие базовой специальной подготовки у главных врачей, их многолетний опыт работы, построенный на авторитарных, командно-административных принципах руководства, не позволяют таким руководителям «успевать» за происходящими переменами, тормозят внедрение новых методов управления сферой здравоохранения. В то время как, на современном этапе динамичного развития общества и системы здравоохранения, руководитель должен обладать весьма обширными знаниями в области экономики и организации здравоохранения, разбираться в правовых аспектах трудовых отношений, налогового и финансово-экономического законодательства, владеть компьютерными технологиями, уметь грамотно руководить коллективом, финансовыми ресурсами учреждений и предприятий здравоохранения, одним словом, быть образованным высокопрофессиональным менеджером.
На кафедрах общественного здоровья и здравоохранения медицинских ВУЗов ведется подготовка руководящих кадров для здравоохранения. Однако, качество этой подготовки и объем знаний недостаточен для эффективного управления современными медицинскими учреждениями и предприятиями. Внедрение новых медицинских и информационных технологий, переход здравоохранения на принципы медицинского страхования и развитие системы платных медицинских услуг требуют усовершенствования системы подготовки и переподготовки руководящих кадров для системы здравоохранения.
Разработанная Программа профессиональной переподготовки по специальности 06.15.00 «Менеджмент» специализация «Менеджмент в здравоохранении»? (далее – Программа) предназначена для руководителей здравоохранения высшего и среднего звена государственных медицинских учреждений, а так же негосударственных организаций и предприятий, страховых медицинских компаний, сотрудников территориальных фондов ОМС и т.д.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ – изучение теоретических основ и получение практических навыков руководителей здравоохранения по самым различным аспектам современного менеджмента, изучение и анализ возможностей использования мирового опыта и перспективных направлений современного российского и зарубежного менеджмента в управлении медицинскими организациями и ознакомление слушателей с основными правилами и закономерностями хозяйственной деятельности медицинской организации.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Ознакомление слушателей с основными теоретическими концепциями современного зарубежного и российского менеджмента;
- Изучение нормативно-правовой базы теории и практики управления медицинским учреждением, кадровыми ресурсами, финансовыми потоками.
- Раскрытие экономического содержания финансово-хозяйственной деятельности медицинских учреждений различных форм собственности;
- Изучение и анализ движения основных финансовых потоков в здравоохранении и в экономике страны;
- Анализ возможностей альтернативных источников финансирования и умение предлагать рациональные управленческие решения;
- Умение составлять бизнес-план на основе базовых знаний по стратегическому планированию;
- Умение прогнозировать финансово-экономическую ситуацию учреждения, предприятия здравоохранения любой формы собственности;
- Приобретение слушателями навыков анализа бухгалтерского и управленческого учета в учреждениях;
- Приобретение слушателями практических навыков решения расчетно-статистических и ситуационных задач, связанных с вопросами управления персоналом, материальными и финансовыми ресурсами учреждений и предприятий здравоохранения;
- Развитие личностного, лидерского потенциала руководителя.
Обучение по Программе реализуется в разных формах, индивидуализирующих учебный процесс. Это позволяет слушателям решать стоящие перед ними практические задачи, готовя их к самостоятельной работе по управлению медицинскими учреждениями и организациями в условиях рыночной экономики.
С учетом интересов слушателей формируется широкий спектр дисциплин, изучаемых в рамках специализированных курсов, которые предназначены для различных специалистов медицинских учреждений – экономистов, бухгалтеров, руководителей кадровых служб, персонала хозрасчетных отделений и т.д.
Существенная роль в процессе обучения отводится работе в малых группах над практическими задачами, ситуационным и ролевым играм, практическим заданиям и упражнениям, призванным способствовать усвоению теоретических положений программы.
Программа состоит из двух основных модулей: Базового и модуля специальности.
Базовый модуль включает в себя 8 дисциплин, обеспечивающих основу для более детального изучения специальности.
Первый блок включает фундаментальную научную дисциплину – экономику -Основы экономической теории для менеджеров, служащую родоначальницей для прочих научных направлений.
Второй блок учебного модуля включает прикладные экономические науки, разрабатывающие проблемы практических задач, общих для всех отраслей хозяйства. К их числу относятся такие области знаний, как управление (общий и стратегический менеджмент, управление персоналом, менеджмент информационных систем), бухгалтерский, управленческий, налоговый учет, финансы и кредит.
Следующий важный блок Программы посвящен управлению персоналом, включающий целый комплекс вопросов – планирование, подбор, расстановку, оценку и мотиваций медицинского персонала. Проведение грамотной кадровой политики в медицинском учреждении включает сегодня не только такие традиционные аспекты как подбор и расстановка персонала, процедура найма и увольнения, направление на повышение квалификации и т.д., но и требует детального подхода к оценке персонала и анализу социально-психологического климата в коллективе. Стиль руководства, власть и лидерство, управление организационными конфликтами, как нормой отношений между людьми и необходимым элементом производственной жизни, принципы и методы командной работы – вот далеко неполный перечень знаний, которыми овладевают слушатели Программы «Менеджмент в здравоохранении».
Блок «Основы маркетинга» является заключительным в базовом модуле Программы. Роль маркетинга в системе управления фирмой, основные факторы удовлетворения потребителя, изучение маркетинговой среды, анализ отрасли и конкурентов, сегментирование рынка, маркетинг в стратегическом планировании, управление комплексом маркетинговых коммуникаций, реклама, продвижение медицинских услуг и PR – овладение этими дисциплинами позволяет менеджеру отвести достойное место маркетингу в своей организации и выйти на уровень успешного бизнеса.
Второй модуль Программы – Модуль специальности – имеет специфическую направленность, так как демонстрирует возможности применения перечисленных дисциплин на рынке охраны здоровья и посвящен вопросам управленческой деятельности в здравоохранении. Этот модуль состоит из 6 учебных блоков.
В последнее время в связи с активной коммерциализацией здравоохранения медицинским организациям приходится заключать различные договора и сделки, работать с большим количеством организаций и предприятий, оспаривать свою правоту в судебном порядке, поэтому вопросы правового обеспечения деятельности медицинских организаций становятся весьма актуальными и требуют особого внимания и изучения. Именно данным вопросам посвящен первый учебный элемент модуля специальности.
Финансовые условия функционирования медицинских учреждений в современных условиях резко отличаются от тех, что были 10-15 лет назад. При этом сама жизнь предъявляет дополнительные требования к коммерческому профессионализму руководителей медицинских учреждений и организаций. Все участки финансовой деятельности современных медицинских организаций должны управляться с позиции эффективности и рентабельности. Отсюда вывод – менеджер здравоохранения должен быть не только хорошим специалистом своего дела и талантливым организатором, но и грамотным финансистом, немного бухгалтером и конечно же, в определенном смысле, предпринимателем. Вопросам финансового менеджмента посвящен второй блок данного модуля.
Ознакомление слушателей с общими подходами к мотивации работников, с различиями оплаты труда работников бюджетных и коммерческих медицинских учреждений, с особенностями оплаты труда бюджетных учреждений при различных источниках финансирования происходит в следующем модуле программы – мотивации персонала и оплата труда в здравоохранении.
Маркетинг, какое место следует отвести ему в организационной структуре медицинского учреждения, какие инструменты его наиболее эффективны, а какие вовсе неприменимы в здравоохранении, почему выгодный пациент «уходит из очереди» к конкурентам, а реклама не формирует новых потоков, каким образом изучать поведение конкурентов и определять собственную маркетинговую стратегию, фармацевтический менеджмент – об этом и многом другом в цикле «Маркетинг-менеджмент медицинских услуг».
В силу того, что здравоохранение является необычайно ресурсоемкой отраслью, способной «проглотить» множество материальных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов, перед руководством медицинских учреждений, соответственно, встает проблема рационального использования этих всегда весьма ограниченных факторов медицинской деятельности. Поэтому разработка бизнес – плана медицинской организации, позволяющего оптимизировать и структурировать названные ресурсы, является весьма актуальной дисциплиной данного раздела.
Социально – психологический тренинг «Коммуникативные навыки менеджера» является продолжением аналогичного цикла базового модуля, однако с преломлением и адаптацией к условиям здравоохранения. Подобная специфика придает особую ценность навыкам делового общения, которые в процессе обучения на практике усваивают слушатели Программы.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ:
Обязательным условием для приема слушателей на Программу является практический опыт работы и любое высшее образование, в том числе медицинской сестры с высшим образованием.
Существенная роль в процессе обучения отводится работе в малых группах над практическими ситуациями (case-study), ситуационным и ролевым играм, практическим заданиям и упражнениям, призванным способствовать усвоению теоретических положений программы и свести к минимуму домашние задания. Слушатели обеспечиваются авторскими учебными пособиями и комплектом слайдов по каждой дисциплине.
Продолжительность Программы – 11 месяцев. Начало программы – 14 ноября 2005 года, окончание 31 октября 2006 года.
Форма обучения – очно-заочная с частичным отрывом от работы во время сессий, 4 сессии c режимом занятий по 8 академических часов 5 раз в неделю.
Используются традиционные формы учебных занятий (лекции, семинары) и активные формы обучения (ситуационное моделирование, анализ типичных случаев управленческой практики, деловые игры, видеотренинг управленческого поведения, выездные занятия, групповая работа, самостоятельная работа).
По окончании Программы слушатели защищают выпускную Аттестационную работу перед Государственной комиссией.
Слушатели, успешно закончившие обучение по Программе, получают диплом государственного образца о профессиональной переподготовке по специальности 06.11.00 «Менеджмент» и сертификат Высшей Экономической Школы.
Слушатели, имеющие высшее медицинское образование по результатам квалификационного экзамена на получение сертификата специалиста, успешно сдавшие экзамен, получают сертификат специалиста по специальности 14.00.33 «Общественное здоровье и здравоохранение».
Занимаясь постоянным изучением потребностей практического здравоохранения, специалисты Высшей Экономической Школы не только улучшают и расширяют учебные модули Программы «Менеджмент в здравоохранении», но и разрабатывают новые схемы обслуживания потенциальных клиентов. К числу подобных «новинок», следует отнести краткосрочные учебные программы, разработанные лучшими специалистами в области экономики, финансов, менеджмента и маркетинга совместно с ведущими преподавателями медицинских и экономических вузов Санкт-Петербурга. Отличительной особенностью этих программ, сопровождающих базовую Программу «Менеджмент в здравоохранении» является то, что они носят прикладной характер, так как являются итогом изучения конкретных проблем медицинских учреждений Санкт-Петербурга.
Уникальность этих учебных программ заключается в том, что мы не предлагаем всем единый стандарт, а создаем индивидуальный проект для каждой организации, учитывающий ее специфику, особенности и перспективы развития. С этой целью на первом этапе проводится анкетирование руководителей медицинских учреждений, в процессе которого формируется оптимальная учебная программа для организации. К числу дополнительных преимуществ предлагаемых образовательных услуг относится интенсивность обучения, работа в малых группах над практическими ситуациями, обеспечение слушателей методической литературой и, наконец, проведение занятий в удобное для сотрудников время на выбранной базе медицинского учреждения.
Вся информация о программе «Менеджмент в здравоохранении»
на сайте www.hes.spb.ru
Дополнительные сведения так же можно получить по телефонам:
(812) 312-8737, (812) 110-5651, (812) 310-3862