Пресс релиз по итогам заседания оргкомитета конференции. 10 марта 2011 г. Москва.
В здравоохранении давно назрела необходимость создания двух национальных организаций, независимых от государства и страховых компаний: 1) профессионального самоуправления врачебного сообщества; 2) саморегулирования хозяйствующих субъектов
10 марта 2011 года состоялось заседание оргкомитета 1-ой Национальной конференции государственно-частного партнерства «Формирование структуры рынка медицинских услуг с учетом необходимости изменения правового статуса врача в России».
В работе оргкомитета приняли участие представители региональных объединений медицинских предпринимателей Москвы, С-Петербурга, Ставрополя, Калининграда, Ярославля, Красноярска, Омска, Перми, Краснодара, представители Российского медицинского общества.
Руководил проведением заседания академик РАМН, профессор Валерий Константинович Леонтьев. С основными сообщениями по программе конференции выступили генеральный секретарь Российского медицинского общества Леонид Александрович Михайлов и вице-президент НП «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник» (г. Москва) Сергей Владимирович Лазарев. Участникам заседания были предложены для обсуждения на конференции следующие вопросы:
1. Изменение вектора государственного надзора и контроля за оказанием медицинских услуг.
2. Определение правового статуса Российского врача в сфере оказания медицинских услуг.
3. Разделение правовой ответственности участников рынка медицинских услуг с учетом правового статуса врача.
Руководил проведением заседания академик РАМН, профессор Валерий Константинович Леонтьев. С основными сообщениями по программе конференции выступили генеральный секретарь Российского медицинского общества Леонид Александрович Михайлов и вице-президент НП «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник» (г. Москва) Сергей Владимирович Лазарев. Участникам заседания были предложены для обсуждения на конференции следующие вопросы:
1. Изменение вектора государственного надзора и контроля за оказанием медицинских услуг.
2. Определение правового статуса Российского врача в сфере оказания медицинских услуг.
3. Разделение правовой ответственности участников рынка медицинских услуг с учетом правового статуса врача.
Участникам заседания было предложено высказать свою точку зрения по программе конференции и обозначить существующие проблемы, препятствующие развитию рынка медицинских услуг. На заседании выступили 15 представителей региональных общественных объединений, которые согласились, что предложенные представителями Российского медицинского общества и Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения для обсуждения на конференции вопросы очень важны для эффективного развития здравоохранения России в целом. Кроме того, были высказаны следующие проблемные вопросы, беспокоящие предпринимателей:
1. Отсутствие равноправия государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в России.
Несмотря на то, что государственное и муниципальное здравоохранение не в состоянии обеспечить необходимый базовый уровень медицинских услуг населению, существующая монополия государственных и муниципальных учреждений на оказание медицинских услуг в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, не позволяет частным медицинским организациям полноценно участвовать в оказании медицинских услуг населению.
Государство препятствует участию медицинского бизнеса в оказании услуг в рамках госзаказа.
Для устранения монополии государства в здравоохранении размещение госзаказа или муниципального заказа должно проводиться на конкурсной основе среди медицинских организаций всех форм собственности.
Несмотря на то, что государственное и муниципальное здравоохранение не в состоянии обеспечить необходимый базовый уровень медицинских услуг населению, существующая монополия государственных и муниципальных учреждений на оказание медицинских услуг в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, не позволяет частным медицинским организациям полноценно участвовать в оказании медицинских услуг населению.
Государство препятствует участию медицинского бизнеса в оказании услуг в рамках госзаказа.
Для устранения монополии государства в здравоохранении размещение госзаказа или муниципального заказа должно проводиться на конкурсной основе среди медицинских организаций всех форм собственности.
2. Возникшее несоответствие между объемом финансирования и фактическими расходами государственного и муниципального здравоохранения способствует расширению сферы платных медицинских услуг в этих учреждениях.
Демпинг цен, который осуществляется при этом, не только не способствует развитию конкуренции на рынке медицинских услуг, но и препятствует развитию цивилизованного рынка медицинских услуг в России.
Необходимо устранение перекосов в ценообразовании не только в системе ОМС, но и в оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями.
Демпинг цен, который осуществляется при этом, не только не способствует развитию конкуренции на рынке медицинских услуг, но и препятствует развитию цивилизованного рынка медицинских услуг в России.
Необходимо устранение перекосов в ценообразовании не только в системе ОМС, но и в оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями.
3. Предпринимательство в здравоохранении необходимо развивать в рамках государственно-частного партнёрства.
При этом государство должно всячески поддерживать предпринимателей, готовых инвестировать средства в здравоохранение и заниматься реализацией населению медицинских и сервисных услуг.
Кроме того, предприниматели наравне с государством должны участвовать в разработке законов и нормативно-правовых документов по вопросам развития здравоохранения и иметь право законодательной инициативы.
Медицинский бизнес должен шире использовать возможности лоббизма своих интересов в рамках государственно-частного партнёрства для достижения целей устранения монополии государства в сфере здравоохранения.
Необходимо признать деятельность частных медицинских организаций социальным предпринимательством, так как базовым критерием их деятельности является социальная ориентированность, а не только извлечение прибыли. Соответственно со стороны государства должны быть предприняты адекватные меры по поддержке и развитию социального предпринимательства в здравоохранении.
При этом государство должно всячески поддерживать предпринимателей, готовых инвестировать средства в здравоохранение и заниматься реализацией населению медицинских и сервисных услуг.
Кроме того, предприниматели наравне с государством должны участвовать в разработке законов и нормативно-правовых документов по вопросам развития здравоохранения и иметь право законодательной инициативы.
Медицинский бизнес должен шире использовать возможности лоббизма своих интересов в рамках государственно-частного партнёрства для достижения целей устранения монополии государства в сфере здравоохранения.
Необходимо признать деятельность частных медицинских организаций социальным предпринимательством, так как базовым критерием их деятельности является социальная ориентированность, а не только извлечение прибыли. Соответственно со стороны государства должны быть предприняты адекватные меры по поддержке и развитию социального предпринимательства в здравоохранении.
4. Необходимо признать, что существующая сегодня система государственного надзора и контроля в здравоохранении, является пережитком административной системы управления.
Для дальнейшего развития предпринимательства в здравоохранении и устранении избыточных административных барьеров необходимо разделение функций по надзору и контролю между государством, профессиональным сообществом и предпринимателями.
Организационное разделение функций, касающихся регулирования надзора и контроля, должно базироваться на принципах:
– ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
– развитие системы саморегулируемых организаций в сфере здравоохранения;
– развитие профессионального самоуправления врачей.
Исходя из этого, функции надзора и контроля в здравоохранении должны быть разделены между государством и обществом. Общество при этом должно быть представлено саморегулируемыми организациями предпринимателей и профессиональными сообществами врачей.
Обществу необходимо изъять у государства присвоенные им функции управления профессиональным врачебным сообществом, оставив функции структурного управления отраслью.
Для дальнейшего развития предпринимательства в здравоохранении и устранении избыточных административных барьеров необходимо разделение функций по надзору и контролю между государством, профессиональным сообществом и предпринимателями.
Организационное разделение функций, касающихся регулирования надзора и контроля, должно базироваться на принципах:
– ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
– развитие системы саморегулируемых организаций в сфере здравоохранения;
– развитие профессионального самоуправления врачей.
Исходя из этого, функции надзора и контроля в здравоохранении должны быть разделены между государством и обществом. Общество при этом должно быть представлено саморегулируемыми организациями предпринимателей и профессиональными сообществами врачей.
Обществу необходимо изъять у государства присвоенные им функции управления профессиональным врачебным сообществом, оставив функции структурного управления отраслью.
5. В настоящее время необходимо создание единой частной системы здравоохранения, базирующейся на принципах саморегулирования социально ориентированного предпринимательства и взаимодействующей с государством в рамках государственно-частного партнёрства.
По организационным вопросам проведения конференции, представительству от регионов, подготовке резолюции и основных докладов конференции, об участии региональных организаций в информационной пропаганде мероприятия выступил председатель правления НП “Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения” Сергей Сергеевич Мисюлин.
По итогам работы оргкомитета принято решение разместить информацию о конференции и ее программе до 15 апреля 2011 года. Провести конференцию решено в конце 2011 года в Москве.
По организационным вопросам проведения конференции, представительству от регионов, подготовке резолюции и основных докладов конференции, об участии региональных организаций в информационной пропаганде мероприятия выступил председатель правления НП “Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения” Сергей Сергеевич Мисюлин.
По итогам работы оргкомитета принято решение разместить информацию о конференции и ее программе до 15 апреля 2011 года. Провести конференцию решено в конце 2011 года в Москве.