Источник: Коммерсантъ 15.09.2011.
Президент АФК “Система” Михаил Шамолин вчера объявил, что корпорация готова продать до 25% ЗАО “Группа компаний “Медси””. По его словам,переговоры ведутся с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и еще несколькими претендентами. Об интересе РФПИ, созданного по инициативе президента России Дмитрия Медведева, к сети “Медси” “Ъ” сообщал на прошлой неделе (см. “Ъ” от 6 сентября).
ЗАО “Группа компаний “Медси”” было образовано в 2008 году,но первое частное медучреждение “Система” открыла гораздо раньше, в 1996 году,на базе московской клиники около станции метро “Белорусская”. Сейчас в группу”Медси” входят 31 медицинский центр, 80 медпунктов и четыре фитнес-клуба в 18городах России.
В 2010 году выручка “Медси” по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 24%, до $156,5 млн. Однако, согласно стратегии сети,утвержденной в конце 2009 года, она должна расти на 30% каждый год (см. “Ъ” от4 февраля 2010 года). В первом полугодии этого года по сравнению с январем-июнем 2010-го рост составил только 28,3%, $100,4 млн. Правда, OIBDAсети за прошлый год увеличилась на 174,7%, до $17,1 млн, OIBDA margin выросла до 11% с 5% в 2009 году. Чистый убыток составил $2,5 млн по сравнению с $7,3млн в 2009 году.
Стоимость 100% “Медси”, по оценке заместителя гендиректора по коммерческим вопросам клиники “Скандинавия” Павла Яcтребова, может составлять около $300 млн. Директор исследовательской компании Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов считает, что цена должны быть выше — до$500 млн.
Во втором полугодии “Медси” собирается открывать медпункты за пределами Московского региона, их количество не уточняется. Стоимость открытия одного медпункта, где обычно ведут прием врач-терапевт и несколько специалистов, по оценке господина Мелик-Гусейнова, обходится в $1-2 млн, запуск большой клиники стоит $20-25 млн. Если бы в сеть было инвестировано примерно$75 млн, это позволило бы запустить 50 медпунктов. Для сравнения: в первом полугодии этого года “Медси” открыла 32 новых медпункта.
По мнению господина Мелик-Гусейнова, в “Медси” могут вкладывать деньги как профильные инвесторы, занимающиеся медициной или фармацевтикой, так и организации, не имеющие отношения к этой сфере. По словам Павла Ястребова, интерес к “Скандинавии” и другим игрокам рынка проявляют,например, очень крупные компании с большим количеством сотрудников, которым необходимо постоянное медицинское обслуживание. Объем российского рынка коммерческой медицины в 2010 году, по данным BusinesStat, составил 469,3 млрд руб. (примерно $15 млрд). В 2011 году, по прогнозам аналитиков компании, рынок вырастет на 14%.
Некоторые частные клиники станут еще интереснее инвесторам, когда выйдут на рынок обязательного медицинского страхования, объем которого в 2011 году, по прогнозу, составит 620 млрд руб. (около $21 млрд). “Медси”,возможно, сделает это во втором полугодии 2011 года, следует из презентации группы.