Эксперт С.В.Лазарев
Опубликовано Постановление от 16 апреля 2012 г. №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».
Мы начинаем жить по-новому. На практике это означает, что лицензирование медицинской деятельности и лицензионный контроль приостанавливается. Объясняется это просто. Пункт 3 постановления предусматривает – Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Когда выйдет приказ министерства – неизвестно. А без него лицензировать невозможно. Лицензионный контроль также проводить бесполезно, потому что в соответствии с Постановлением в настоящее время и проверять нечего.
Пункт 12 – Лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», и включает в том числе проведение проверок соблюдения порядков оказания медицинской помощи, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В соответствии с ФЗ № 99 предметом проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Лицензирующие органы могут проверить помещения, оборудование, документы об образовании, а конкретно медицинскую деятельность нет. Потому что в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пункт 4 статьи 10 (4. применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи) настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2013 г.
Если применение порядков оказания медицинской помощи в настоящее время необязательно, то что в этом случае проверять?
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается руководителем организации и для того, чтобы его проверить, контролирующие органы должны вначале будут его изучить. Каким образом это будет организовано – вообще непонятно.
В отсутствие нормативных документов по контролю качества и безопасности медицинской деятельности выполнение данного лицензионного требования также вызывает вопросы, хотя выход есть. Лишнее подтверждение тому, что лицензирование – это основной административный барьер не только предпринимательству, но и здравому смыслу в медицине.
Радуют лицензионные требования – они по-прежнему или невыполнимы, или выполнимы по договорённости (по понятиям).
В лицензионных требованиях появилось новшество – отдельное требование для юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, а именно – соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций.
По-прежнему остаётся требование о наличия стажа для индивидуального предпринимателя – 5 лет. Получается, что государство доверяет врачу после окончания института лечить пациентов, но не доверяет брать за это деньги и нести полную ответственность. Тем самым государство ещё раз подтверждает, что из института выходят безответственные врачи.
Оставлено требование о соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг. Порядок на сегодняшний день установлен постановлением правительства № 27 «Правила предоставления платных медицинских услуг». В соответствии с этим постановлением одним из условий, дающим право оказывать платные медицинские услуги, является наличие сертификата (сертификата аккредитации организации). Так как такого сертификата ни у кого нет, то и оказывать платные медицинские услуги никто не имеет права. Мы для себя данную проблему решили и нашли выход из этой ситуации, а каким образом будут решать её остальные – непонятно.
О лицензионном требовании по соблюдению порядков оказания медицинской помощи и контроля качества и безопасности медицинской деятельности было уже сказано.
Перечень работ и услуг при осуществлении медицинской деятельности требует отдельного рассмотрения, но кратко можно сказать, что новые проблемы появились.
В первую очередь – косметология.
Во-первых, в соответствии с законом теперь придётся переоформлять лицензии тем, у кого была косметология терапевтическая и хирургическая.
Во-вторых, никто не сможет переоформить лицензию по нескольким причинам.
– отсутствует порядок по косметологии, который бы определял необходимое оборудование врача-косметолога и перечень разрешённых услуг;
– органы лицензирования будут требовать диплом врача-косметолога, хотя до настоящего времени программа обучения косметологов не аккредитована, что делает невозможным получения образования врача-косметолога;
– не решён вопрос с теми специалистами, кто десятилетия оказывал помощь по косметологии.
Аналогично и с пластическим хирургом.
Проблемы возникают сегодня и у тех, кто оказывал медицинские услуги, имея в приложении к лицензии – «применение методов традиционной диагностики». Такой вид работ и услуг теперь не лицензируется. Означает ли это, что гомеопаты имеют право работать без лицензии или нет, покажет время.
Данное постановление правительства ещё раз показало, что административные барьеры в медицине усиливаются, а здравый смысл уходит.
Ист. www.privatmed.ru