Актуальные вопросы регулирования медицинской деятельности
В.Н. Сидорова,
Заведующий кафедры гражданского-правовых дисциплин
Северо-Западного (г. Санкт-Петербург) филиала
ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия
Министерства юстиции Российской Федерации»
Ю.С. Соловаров,
Заместитель исполнительного директора
НП «Правовое бюро «ФЭЛИКС»
www.felics.spb.ru
• информированное согласие
Многие проблемы, возникающие в правоприменительной практике медицинских организаций, являются лишь следствием недостатков правового регулирования отношений, которые, в свою очередь, вызваны недостатками в юридической (правотворческой, кодификационной) технике. В качестве примера можно привести правовую неопределенность требований законодательства к информированному согласию:
согласно п. 8 ст. 20 ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации «порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти» (курсив авторов).
согласно п. 28. Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 г. N 1006 «платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (курсив авторов).
согласно п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.2012. N 608 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, является Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России), которое и должно в соответствии со ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» утвердить «порядок дачи… и форму..» информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или отказа от медицинского вмешательства.
В связи с отсутствием единой формы информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и формы отказа от медицинского вмешательства, утвержденных Минздравом России, медицинские организации вынуждены применять многочисленные формы, в т.ч.: образцы, рекомендованные МЗСР РФ, формы, утвержденные исполнительными органами субъектов РФ и др.
С учетом правовой нормы п. 28. Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 г. N 1006, данное нарушение представляется серьезным в случаях возникновения спора о праве между участниками договорного правоотношения.
Непоследовательность законодателя и недостатки юридической техники при регулировании медицинской деятельности способны вызвать конфликт интересов государственной и частной медицины.
10.11.2012.