Может ли лечение в частных клиниках быть дешевле, чем в государственных?
Сегодня среди большинства пациентов бытует мнение, что лечение в частной клинике могут позволить себе только очень состоятельные люди. Между тем, по мнению экспертов, услуги государственных “бесплатных” больниц давно уже не только перешли в категорию коммерческих, но и почти сравнялись по ценам с “частниками”.
Обращаясь к врачам за лечением, большинство пациентов сегодня готово к тому, что за медицинские услуги придется платить. Хотя и не готово платить дорого. Многие могут себе позволить отдых за границей, посещение спортивных залов и дорогостоящие покупки. Но на медицинское обслуживание часто жалеют деньги, надеясь на помощь бесплатных государственных специалистов.
Между тем подавляющее большинство предприятий государственного здравоохранения сегодня занимается предпринимательской деятельностью, зарабатывая оказанием платных медицинских услуг. Как таковой “бесплатной” медицины практически не существует: из-за катастрофического недостатка бюджетного финансирования больницы вынуждены переходить на коммерческие отношения с пациентами.
Расценки на услуги государственных клиник едины и определяются Генеральным тарифным соглашением. И эти тарифы часто ниже, чем расценки частных клиник. Дело в том, что, получая финансирование из различных бюджетов, государственные лечебные учреждения не ставят перед собой задачу самоокупаемости. Потому формирование цен на их услуги, по мнению представителей частной медицины, происходит по демпинговому принципу — им не приходится закладывать в них ни оплату коммунальных услуг, ни капремонт здания, ни покупки или амортизацию дорогостоящего оборудования.
Хозрасчетные отделения создаются на базе государственных клиник, дорогостоящее оборудование для которых за редким исключением закупалось за счет бюджетных средств. Да и сама коммерческая деятельность осуществляется на государственных площадях. Чаще всего работа хозрасчетного подразделения выглядит следующим образом: до обеда врач ведет прием бесплатно, после — платно. Тот же доктор, в том же кабинете, на том же оборудовании. Никаких дополнительных затрат, все за счет государства. Усугубляет ситуацию и наличие в госмедицине “серого сектора”, который дает возможность пациентам приобретать услуги ниже себестоимости, но не предоставляет им никаких гарантий.
Частным клиникам, не получающим от государства никакого финансирования, приходится закладывать в расценки все статьи расходов и нести полную ответственность.
Казалось бы — что до этих проблем пациенту, в любом случае заинтересованному в получении менее дорогого лечения?
Парадокс в том, что сегодня на рынке медуслуг сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на то что тарифы государственных больниц значительно ниже, чем расценки частных клиник, это вовсе не означает, что лечиться в последних значительно дороже.
Частная медицина сегодня стала реальной и вполне доступной альтернативой государственным учреждениям.
Причина кроется не в разнице тарифных планов, а в разнице в подходе к лечению пациентов. Если ознакомиться со статистической отчетностью государственных медучреждений, становится очевидным, что основным критерием оплаты работы больницы выступает количество койко-дней — то есть сколько дней он провел в больнице.
Частные клиники стараются минимизировать время госпитализации и в кратчайшие сроки добиваются выздоровления пациента. Происходит это благодаря целому комплексу факторов: пациента лечат только квалифицированные врачи, которые быстрее ставят ему диагноз с помощью качественной диагностической базы и используют самые современные методики лечения. В итоге больной, проводящий в стационаре госбольницы в среднем 10 дней, в коммерческих клиниках получает все необходимое лечение за 3 — 5 дней.
В итоге, если смотреть на законченный случай, в частных клиниках пациент выздоравливает и за меньшее количество времени, и в итоге цена за лечение либо равна той, что пациент платит в государственной больнице, либо превышает ее всего на 10 — 15%. Какой вариант лечения лучше — решать пациенту.
Комментарии
Глеб Михайлик, генеральный директор клиники “Скандинавия”:
— Мне не понятен сам по себе термин “хозрасчетная деятельность государственных клиник”. Потому что государственная клиника, построенная за счет средств бюджета, должна оказывать медицинские услуги по определению бесплатно.
Понятно, что не от хорошей жизни госклиники вынуждены заниматься коммерцией. Другое дело, что на рынке медуслуг возникла извращенная конкуренция: госклиники своими демпинговыми ценами “проваливают” рынок и многие частные клиники погибают, не выдерживая неравной конкурентной борьбы. Не от хорошей жизни в России практически не развивается высокотехнологичная частная медицина — мы не можем конкурировать с демпинговыми тарифами государственных больниц в этой сфере.
Мы живем в условиях жесткого бюджета и не с потолка берем цены. Рентабельность, например, нашей клиники 9% — это очень немного, если сравнить, что на Западе рентабельность клиник нашего уровня не ниже 22%.
Но есть огромный спектр услуг, где частные клиники сегодня успешно конкурируют, в том числе и по ценам на услуги, с государственными больницами. Это стоматология, гинекология, косметология, малая хирургия и так называемое амбулаторно-поликлиническое звено.
Мы все работаем в едином правовом поле. И если мы конкурируем — должны делать это на равных условиях, если делим медицину на частную и государственную, государственная должна быть бесплатной.
Татьяна Шутак, заведующая терапевтическим отделением многопрофильной клиники “ОрКли”:
— Люди, считающие, что лечение в частных клиниках недешево, скорее всего даже не пробовали там лечиться. Расценки на “государственное” стационарное лечение часто превышает “частное”, а уж об отношении к пациенту мы не говорим. Качество предоставляемых услуг в частных клиниках очень высоко, так как очень велика конкуренция в этой сфере. Многие частные клиники имеют эксклюзивные услуги, аналогов которых нет в государственных клиниках, их стоимость складывается из амортизации высокотехнологичного оборудования, расходных материалов, которые имеют фиксированную цену и оплаты труда врача, а хорошее отношение пациенты получают бесплатно. Такие услуги, как лабораторные исследования, действительно дороже, чем в государственных учреждениях, но это обусловлено тем, что исследования готовы в день обращения, а не через несколько дней.
Александр Стрельников, медицинский директор Международной клиники MEDEM:
— Самое главное, что получает пациент, обращаясь в частную клинику, помимо качества услуг — индивидуальный подход и уровень сервиса — оперативность, комфорт, внимательное отношение персонала.
Частная медицина уже давно не является уделом узкого круга очень состоятельных людей. Существует множество частных клиник, ориентированных на клиентов с различным уровнем дохода. Пациент может выбрать ту клинику (качество медицинских услуг и сервиса), которая ему доступна и которой он доверяет. В течение всего периода лечения, начиная с момента обращения в клинику, пациент точно знает, сколько стоит необходимая ему услуга, и может планировать свои расходы заранее. Это позволяет избежать “сюрпризов” в виде незапланированных трат за дополнительные услуги.
Законы успешного существования коммерческих структур, которыми являются и частные клиники, предъявляют высокий уровень требований к профессионализму и ответственности врачей. Пациент не придет в ту клинику, работой специалистов которой он недоволен. Это и является гарантией максимально внимательного и ответственного отношения к пациентам.