Доцент Ануфриев С.А.
Тезисы. Опубликовано в журнале «Российский семейный врач» Спб, 2003 год 2-ой выпуск
По результатам аккредитации службы семейной медицины частных клиник С-Петербурге за 2000-2002 гг. были выбраны 2 клиники, обслуживающие «VIP» пациентов, в которых был проведен стандартизированный анонимный опрос пациентов. В качестве исследуемой группы была взята группа пациентов (120 чел.) с доходом более 1000 долларов США в месяц на члена семьи.
Существующее утверждение, что «богатым людям не нужен семейный врач», было опровергнуто – 80,9% пациентов ответили, что хотели бы иметь семейного врача для всей семьи (взрослых и детей). Только 6,6% пациентов не хотят иметь семейного врача. Желание иметь своего семейного врача во многом может быть связано с состоянием здоровья данного сегмента пациентов, из которых 49,6% имеют хроническое заболевание и достаточно часто посещает врачей (67,8% пациентов посещали врачей 1-5 раз в год, 16,5% – 6-10 раз в год). Кроме того, 71% опрошенных выразили желание вне зависимости от своего состояния здоровья пройти экспресс-обследование (за 1 день) всего организма.
Мнение «VIP» пациентов по поводу того, на какой преимущественно спектр услуг должна быть ориентированна деятельность отделения семейной медицины разделилось следующим образом: на диагностический – 20,7%, на лечебный – 17,4% на профилактический – 15,7%, на комплексное обслуживание – 66,1%.(в %, 100% – все опрошенные пациенты по каждому параметру). Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство пациентов хотят видеть комплексное медицинское обслуживание в отделении семейной медицины.
Опрошенные пациенты также считают, что для них важнее в отделении семейной медицины квалификация персонала (для 95,9%) и современное диагностическое оборудование (для 91,7%) чем интерьер (для 11,6%) и внешний вид сотрудников (для 33,1%).
Для большинства пациентов (86,8%) наиболее оптимальным является режим работы центра с 8-00 до 21-00, но более половины из них говорили о необходимости связаться с врачом круглосуточно.
Результаты изучения потребностей «VIP» пациентов в отношении медицинских услуг отделения семейной медицины свидетельствует, что система медицинского обслуживания должна включать: современное материально-техническое оснащение и технологии, позволяющие оказывать комплексную медицинскую помощь на базе одного медицинского учреждения в объеме квалификационной подготовки семейного врача; специально подготовленный персонал; сервисное обеспечение; информационное обеспечение; нормативно-правовое обеспечение деятельности (договор с пациентом, информированное добровольное согласие, гарантии конфиденциальности и т.д.); маркетинговое обеспечение.