Евгений Рабцун, Генеральный директор МО «ЦСМ САНТАЛЬ», к.м.н. (г.Томск)
Василий Кузнецо, Исполнительный директор СРО НП “МЕДАЛЬЯНС” (г.Красноярск)
Потребность в развитии конкурентных отношений при реализации медицинских услуг, послужило для Правительства РФ весомым поводом для масштабного привлечения частных медицинских организаций к участию в системе ОМС. Следует полагать, что защита конкуренции, является приоритетом государственной политики, и только при ее реализации, можно ожидать намеченных результатов в модернизации системы здравоохранения.
Организационные и правовые основы конкуренции на территории РФ определены Федеральным законом от 26.07.06г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее по тексту ФЗ №135).
На наш взгляд, если полагаться на вышеупомянутый закон, положение дел в части защиты конкуренции на рынке медицинских услуг, реализуемых в системе ОМС, следует охарактеризовать как критическое. Оно требует конструктивного вмешательства федеральной антимонопольной службы, пересмотра порядка формирования тарифов и порядка распределения объемов оказания медицинских услуг реализуемых за счет средств ОМС.
Три критических замечания:
Первое. На территории всех субъектов РФ действуют медицинские организации (многочисленная группа медицинских организаций), единым и единственным учредителем которых является субъект РФ. Управление группой медицинских организаций реализуется единым органом управления в лице регионального Министерства (Департамента) здравоохранения.
В соответствии с критериями определенными в ст.9 ФЗ 135 от 26.07.06 г. такие медицинские организации (группа медицинских организаций), являются группой лиц (группой хозяйствующих субъектов).
В соответствии критериями определенными ст.5 ФЗ 135 от 26.07.06 г. данная группа лиц (группа хозяйствующих субъектов) занимает доминирующее положение на рынке медицинских услуг реализуемых в системе ОМС.
Используя доминирующее положение данная группа лиц, в лице единого органа управления Министерства (Департамента) здравоохранения субъекта РФ, как правило, производит злоупотребления на рынке медицинских услуг, реализуемых за счет средств ОМС, а именно :
оказывает решающее влияние на общие условия реализации медицинских услуг;
- ограничивает доступ на соответствующий рынок новых конкурентов, за счет экономических и административных ограничений;
в одностороннем порядке определяет уровень цены на медицинские услуги;
устанавливает (оказывает существенное влияние) монопольно низкую цену, которая явно ниже суммы необходимых для производства и реализации такого рода услуг расходов и прибыли, и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом рынке медицинских услуг;
Статьей 10 ФЗ 135 от 26.07.06 г. прямо устанавливается запрет на злоупотребление доминирующим положением, приводящим к вышеперечисленным последствиям.
Второе. Как правило, на территории всех субъектов РФ, действия, ограничивающие конкуренцию, производит и государственный внебюджетный фонд ОМС, в лице территориального фонда ОМС, а именно:
1. устанавливает для приобретателей товаров (граждан застрахованных по ОМС) ограничение выбора медицинских организаций (хозяйствующих субъектов), которые предоставляют такие услуги, методом отказа (ограничения) в выдачи так называемого «государственного задания». По существу это ограничение не только права в реализации медицинских услуг, но в праве потребления, приобретения этих медицинских услуг;
2. создает дискриминирующие условия – неравномерное распределение объемов медицинской помощи (медицинских услуг), оплачиваемых за счет средств ОМС;
Статья 15 ФЗ 135 от 26.07.06 г. прямо устанавливает запрет на вышеперечисленные акты, действия (бездействие) государственных внебюджетных фондов, ограничивающих конкуренцию.
Третье. Следует признать, что тарифное соглашение, принимаемое согласительной комиссией, регламентирующее тарифы на оказание медицинских услуг на рынке ОМС – это соглашение, согласованные действия органов исполнительной власти субъектов РФ, в лице Министерства (Департамента) Здравоохранения, государственного внебюджетного фонда ОМС, в лице территориального фонда ОМС субъекта РФ и группой лиц (медицинских организаций), занимающих доминирующее положение.
Это соглашение и согласованные действия приводят к ограничению, препятствованию, устранению конкуренции на рынке медицинских услуг на территории субъекта РФ в частности:
- экономическим, административным образом не обоснованно установление различных цен (тарифов) на одни и те же услуги для организаций государственной и частной формы собственности;
- произведено ограничение доступа на рынок медицинских услуг финансируемых за счет средств ОМС, а также устранению с него некоторых медицинских организаций (хозяйствующих субъектов).
Статья 16 ФЗ 135 от 26.07.06 г. прямо устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов.
Вышеизложенные действия
- нарушают единство экономического пространства, свободы экономической деятельности в РФ;
- препятствуют конкуренции и созданию условий для эффективного функционирования рынка медицинских услуг, реализуемых за счет средств ОМС на территории субъектов РФ;
- создают условия для развития монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции как со стороны группы лиц, занимающих доминирующее положение, так и со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственного внебюджетного фонда ОМС в лице территориальных фондов РФ.
Три предложения.
В связи с выше изложенным, руководствуясь ст. 23 ФЗ 135 от 26.07.06 г., полагаясь на полномочия ФАС, предлагаем:
1. рассмотреть дело о нарушениях антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ, территориальных фондов ОМС, как представителей государственного внебюджетного фонда ОМС и группы лиц (хозяйствующих субъектов – медицинских организаций), занимающих доминирующее положение на рынке медицинских услуг, реализуемых за счет средств ОМС;
2. запретить действующий порядок установления тарифов и распределения объемов (заданий) на оказание медицинских услуг, реализуемых за счет средств ОМС, как грубо нарушающие антимонопольное законодательство РФ.
3. Определить меры, направленные на устранение доминирующего положения группы лиц на рынке медицинских услуг, реализуемых за счет средств ОМС.
p.s. Справедливости ради, следует заметить, что по п.3 наших предложений уже много сделано: на рынке ОМС появились частные медицинские организации. Но именно этот факт и обостряет значимость и необходимость в дальнейших антимонопольных мерах реагирования.