В клиниках могут перелечить и недолечить
Большинство лидеров рынка ДМС либо открыли собственные амбулатории, либо собираются это сделать.
У ряда страховщиков – “РОСНО”, “РЕСО-Гарантия” и “Согласие-М” – успешно работают собственные клиники. Другие компании – “Гайде”, “Русь” – в ближайшее время их откроют. Основные причины для создания собственной амбулатории (а подчас и стационара) – минимизация сервисных расходов и непосредственный контроль за качеством лечения. “Коммерческая медицина развивается спонтанно, в то же время в системе ДМС наблюдается дефицит лечебных учреждений, что не позволяет формировать здоровую конкурентную среду, – рассказывает начальник отдела разработки страховых продуктов центра медицинского страхования “РОСНО” Нина Егоркина. – Большинство страховых компаний вынужденно работают с одними и теми же клиниками, а лечебные учреждения не мотивированы к совершенствованию системы обслуживания пациентов”.
Свое дело
Страховщики открывают клиники также для того, чтобы создать свою сервисную службу, оказывая услуги тех видов, которых нет на рынке, или они дороги (например, помощь на дому по VIP-полису). “Облегчается контроль за объемом, качеством и сроками лечения, – рассказывает руководитель департамента ДМС страховой компании “РУСЬ” Галина Арбузова. – Имея такую клинику, страховщик может снижать расценки и обслуживать пациентов по недорогим полисам”.
Лето 2005 г. ярко высветило противоречия между страховщиками и медиками. Страховщиков открыто обвинили в необоснованных задержках платежей, а медиков – в беспочвенном завышении цен и “перелечивании” застрахованных. “По нашим данным, необоснованно назначается до 30% процедур, это искусственно созданные услуги, – возмущается Галина Арбузова. – Больше всего конфликтов возникает из-за физиотерапевтических процедур и поводов для их назначения. Это наиболее выгодный вид услуги из-за того, что их, как правило, назначают “оптом” – от 5 до 10 раз за одно лечение. К тому же клиники постоянно покупают новую аппаратуру и стремятся “отбить” ее цену как можно быстрее, называя этот вид лечения новыми медицинскими терминами”.
Медики скептичны
Опрошенные “ДП” специалисты-медики не столь лестно отзываются о преимуществах лечения в “страховых” клиниках. При лечении в них пропадает принцип независимости ДМС, который позволяет оптимально соотнести стоимость и качество лечения. “Если клиника принадлежит страховой компании, то пациента там скорее “недолечат”, чем “перелечат”, – считает Татьяна Романюк, генеральный директор ООО “ЕМС”. – К тому же страховщик, открывая клинику, лечит только своих или с “улицы”, а посторонние страховые компании не будут помогать конкуренту и приводить туда своих клиентов”.
Татьяна Рыбалкина, заведующая родильным отделением клиники “Скандинавия”, наблюдает за младенцами круглые сутки.
Цифры
до $12 млн – cтоимость открытия медицинского центра для страховой компании
Цена зависит от “элитности” и от целей компании: будет ли она работать на “улицу” и открывает ли стационарное отделение.
Источник: СК “РУСЬ”
Георгий КАРЧИК