20 мая на День открытых дверей приглашает Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Медицинские работники смогут ознакомиться с программами профессиональной переподготовки специалистов, в том числе с Программой “Менеджмент в здравоохранении”, о которой “МП” неоднократно информировала своих читателей. В мае завершилась основная теоретическая подготовка слушателей этой программы, в октябре предстоит защита дипломов по специальности 06.11.00 «Менеджмент» и здравоохранение Санкт-Петербурга получит очередной выпуск столь необходимых городу талантливых менеджеров здравоохранения.
О работе программы, её задачах и перспективах мы попросили рассказать директора Программы, к.м.н., доцента СПбГМУ им.акад.И.П.Павлова Александра Викторовича Кириллова.
– Не секрет, что сегодняшнему здравоохранению требуется срочная интеллектуализация всей системы. Причем расходы на подготовку кадров руководителями органов управления здравоохранением следует рассматривать как долгосрочные и весьма перспективные инвестиции. Потребность в обучении становится в современном обществе все более важным качеством, даже более важным, нежели практический опыт, который, к сожалению, быстро устаревает. Сегодня в России, по оценкам специалистов Минздрава, около 60% руководителей здравоохранения различного уровня не имеют специального образования по организации здравоохранения и почти 90% не имеют профессиональной подготовки по менеджменту. Назначение на должность руководителя учреждения практикующего врача, а не менеджера, отсутствие специальной подготовки у главных врачей, их многолетний опыт работы, построенный на авторитарных, командно-административных принципах руководства, не позволяют таким руководителям «успевать» за происходящими переменами, тормозят внедрение новых методов управления сферой здравоохранения!
Однако ряд руководителей, не отрицая идеи интеллектуализации врачебного персонала, сводят ее к совершенствованию в профессиональной сфере. Вооруженные давно позабытыми за невостребованностью знаниями по организации советского здравоохранения хорошие врачи-специалисты часто выдвигаются на руководящие должности, в лучшем случае, пройдя краткосрочные курсы по оргздраву. В результате, медицинское учреждение часто теряет хорошего врача-клинициста, а приобретает малопрофессионального управленца, который, возможно, обучаясь на рабочем месте, со временем и станет профессионалом.
– Возможно…А если не станет?
– Тогда перед руководством возникнет задача поиска нового руководителя либо внутри, либо вне организации, и хорошо, если методом проб и ошибок такого руководителя все-таки найдут. Не обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками по ведению бизнеса вчерашние хирурги и терапевты, гинекологи и стоматологи с головой бросаются в пучину медицинского рынка и начинают «наращивать прибыль» своей организации – предлагать населению платные медицинские услуги.
В итоге, есть отремонтированные комфортные палаты, есть дополнительные сервисные услуги, закуплено оборудование, даже напечатаны красочные буклеты, – нет лишь одного, – стабильного потока удовлетворенных пациентов, готовых оплачивать услуги конкретного медицинского учреждения или организации.
Усугубляет положение резкий рост теневых финансовых потоков в медицинских учреждениях, который в России, по оценкам экспертов ВОЗ, сравнялся с государственными расходами на здравоохранение. Практикующие врачи, неудовлетворенные организацией работы в государственных учреждениях и своими официальными доходами, начинают «договариваться» с пациентом об оплате медицинских услуг по принципу «из рук в руки». В результате, финансовые потоки проходят мимо кассы, сокращается размер премиальных выплат, лучшие сотрудники, не желающие участвовать в теневом обороте, начинают подыскивать новые места работы, а руководство – сетовать на затянувшуюся реформу здравоохранения.
– Но ведь нарисованная Вами ситуация, к счастью, не повсеместна?
– Конечно, вы правы. Многие передовые медицинские учреждения и клиники вовремя осознали необходимость обучения своих руководящих кадров искусству ведения высокоэффективного бизнеса. В результате приобретенных знаний, навыков и компетенций они добились значительных успехов и в повседневной деятельности, и в деле оказания платных медицинских услуг, и в оптимизации численности персонала, и, наконец, в формировании положительного имиджа своей организации.
– А какие учебные заведения готовят руководителей для учреждений здравоохранения?
– На кафедрах общественного здоровья и здравоохранения медицинских вузов традиционно ведется переподготовка руководящих кадров для здравоохранения. Однако, по мнению самих руководителей, качество этой подготовки и объем знаний недостаточны для эффективного управления современными медицинскими учреждениями и предприятиями. Внедрение новых медицинских и информационных технологий, переход здравоохранения на принципы медицинского страхования и развитие системы платных медицинских услуг требуют усовершенствования системы подготовки и переподготовки руководящих кадров для системы здравоохранения. Именно для того, чтобы врачи, наделенные предпринимательскими способностями, смогли получить необходимые навыки и знания, расширить свой потенциал и, тем самым, изменить статус медицинского учреждения в сфере медицинских услуг, в ноябре 2001 года на рынке бизнес – образования Санкт-Петербурга появилась новая специализированная программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в здравоохранении”. К созданию программы были привлечены специалисты Высшей Экономической Школы Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, ведущие экономисты и организаторы здравоохранения СПбГМУ им.акад.И.П.Павлова, Института медико-социальных реформ, обладающие большим практическим опытом ведения высокоэффективного медицинского бизнеса. Это позволило придать данному проекту не только концептуальную ориентированность, но и ярко выраженную профессиональную окраску. Поэтому совершенно не случайно учебная программа «Менеджмент в здравоохранении» получила одобрение и поддержку со стороны Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга и медицинской общественности города.
Программа предназначена для руководителей здравоохранения высшего и среднего звена государственных медицинских учреждений, а также негосударственных организаций и предприятий, страховых медицинских компаний, сотрудников территориальных фондов ОМС и т.д.
– В свое время “МП” рассказывала о программе, но в общих чертах. Не могли бы Вы подробнее остановиться на задачах вашей программы и, естественно, на дисциплинах, которые изучают ваши слушатели?
– В первую очередь, мы считаем необходимым обеспечить развитие личностного, лидерского потенциала руководителя. Слушатели знакомятся с основными теоретическими концепциями современного зарубежного и российского менеджмента. У них есть возможность изучить нормативно-правовую базу теории и практики управления медицинским учреждением, кадровыми ресурсами, финансовыми потоками. Мы раскрываем для своих слушателей экономическое содержание финансово-хозяйственной деятельности медицинских учреждений различных форм собственности. Среди задач курса можно назвать изучение и анализ движения основных финансовых потоков в здравоохранении и в экономике страны; анализ возможностей альтернативных источников финансирования и умение предлагать рациональные управленческие решения. Наши слушатели учатся составлять бизнес-план на основе базовых знаний по стратегическому планированию и прогнозировать финансово-экономическую ситуацию учреждения здравоохранения любой формы собственности.
– Расскажите, пожалуйста, о том, как проходит обучение.
– Оно воплощается в разных формах, индивидуализирующих учебный процесс. Это позволяет слушателям решать стоящие перед ними практические задачи, готовит их к самостоятельной работе по управлению медицинскими учреждениями и организациями в условиях рыночной экономики. Мы используем как традиционные формы учебных занятий (лекции, семинары), так и активные формы обучения (ситуационное моделирование, анализ типичных случаев управленческой практики, деловые игры, видеотренинг управленческого поведения, выездные занятия, групповая работа, самостоятельная работа). Немаловажной я считаю работу в малых группах, которая ведется над практическими ситуациями (case-study), по ситуационным и ролевым играм, практическим заданиям и упражнениям, призванным способствовать усвоению теоретических положений программы и сведению к минимуму домашних заданий.
По каждой дисциплине слушатели обеспечиваются авторскими учебными пособиями и комплектом слайдов. И это очень важно, потому что готовых материалов на тему “Менеджмент в здравоохранении”, по которым можно учиться, в России почти нет. Каждый из наших преподавателей готовит авторские учебные материалы, адаптированные для учреждений здравоохранения, обобщающие зарубежный опыт. И такие материалы, согласитесь, бесценны. Слушатели могут просто «с листа» воплощать их в жизнь. Следует напомнить читателям, что появившийся в прошлом году журнал для руководителей «Менеджер здравоохранения», как раз и восполняет недостаток столь необходимой для руководителей информацией по организации работы медицинских учреждений с позиций современного менеджмента и маркетинга.
– Это тот самый журнал, в создании которого принимал участие первый заместитель министра здравоохранения и социального развития профессор Стародубов В.И.?
– Да, действительно, Академик РАМН Стародубов В.И. – очень известный в стране прогрессивный организатор здравоохранения, принимал самое активное участие в создании этого журнала. А заместитель председателя Комитета по здравоохранению профессор Кадыров Ф.Н. является заместителем главного редактора. Мне же выпала честь входить в редколлегию журнала «Менеджер здравоохранения».
– Какова структура вашего курса?
– Наша программа состоит из двух основных модулей: базового и модуля специальности.
Базовый модуль включает в себя дисциплины, обеспечивающие основу для более детального изучения специальности «Менеджмент».
Первый блок включает фундаментальную научную дисциплину – экономику. Это – основы экономической теории для менеджеров, служащей родоначальницей для прочих научных направлений.
Второй блок включает прикладные экономические науки, разрабатывающие проблемы практических задач, общих для всех отраслей хозяйства. К их числу относятся такие области знаний, как управление (общий и стратегический менеджмент, управление персоналом, менеджмент информационных систем), бухгалтерский, управленческий, налоговый учет, финансы и кредит.
Следующий важный блок программы посвящен управлению персоналом. Он включает целый комплекс вопросов, таких как планирование, подбор, расстановка, оценка и мотивации медицинского персонала. Сегодня необходим детальный подход к оценке персонала и к анализу социально-психологического климата в коллективе. Стиль руководства, власть и лидерство, управление организационными конфликтами, как нормой отношений между людьми и необходимым элементом производственной жизни, принципы и методы командной работы – вот далеко неполный перечень знаний, которыми овладевают слушатели Программы «Менеджмент в здравоохранении».
Блок «Основы маркетинга» является заключительным в базовом модуле Программы. Овладение такими важными дисциплинами, как роль маркетинга в системе управления фирмой; основные факторы удовлетворения потребителя; изучение маркетинговой среды; анализ отрасли и конкурентов; сегментирование рынка; маркетинг в стратегическом планировании; управление комплексом маркетинговых коммуникаций; реклама; продвижение медицинских услуг и PR позволяют менеджеру отвести достойное место маркетингу в своей организации и выйти на уровень успешного бизнеса.
Второй модуль Программы – Модуль специальности – имеет специфическую направленность, так как демонстрирует возможности применения перечисленных дисциплин на рынке охраны здоровья и посвящен вопросам управленческой деятельности в здравоохранении. Этот модуль состоит из 6 учебных блоков.
В последнее время в связи с активной коммерциализацией здравоохранения медицинским организациям приходится заключать различные договора и сделки, работать с большим количеством организаций и предприятий, оспаривать свою правоту в судебном порядке, поэтому вопросы правового обеспечения деятельности медицинских организаций становятся весьма актуальными и требуют особого внимания и изучения. Именно данным вопросам посвящен первый учебный элемент модуля специальности.
Финансовые условия функционирования медицинских учреждений в современных условиях резко отличаются от тех, что были 10-15 лет назад. При этом сама жизнь предъявляет дополнительные требования к коммерческому профессионализму руководителей медицинских учреждений и организаций. Все участки финансовой деятельности современных медицинских организаций должны управляться с позиции эффективности и рентабельности. Отсюда вывод – менеджер здравоохранения должен быть не только хорошим специалистом своего дела и талантливым организатором, но и грамотным финансистом, немного бухгалтером и, конечно же, в определенном смысле, предпринимателем. Вопросам финансового менеджмента посвящен второй блок данного модуля.
Ознакомление слушателей с общими подходами к мотивации работников, с различиями оплаты труда работников бюджетных и коммерческих медицинских учреждений, с особенностями оплаты труда бюджетных учреждений при различных источниках финансирования происходит в следующем модуле программы – мотивации персонала и оплата труда в здравоохранении.
Цикл «Маркетинг-менеджмент медицинских услуг» посвящен тому, какое место следует отвести маркетингу в организационной структуре медицинского учреждения, какие инструменты его наиболее эффективны, а какие вовсе неприменимы в здравоохранении, почему выгодный пациент «уходит из очереди» к конкурентам, а реклама не формирует новых потоков, каким образом изучать поведение конкурентов и определять собственную маркетинговую стратегию, фармацевтический менеджмент и т.п.
В силу того, что здравоохранение является необычайно ресурсоемкой отраслью, способной «проглотить» множество материальных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов, перед руководством медицинских учреждений, соответственно, встает проблема рационального использования этих всегда весьма ограниченных факторов медицинской деятельности. Поэтому разработка бизнес–плана медицинской организации, позволяющего оптимизировать и структурировать названные ресурсы, является весьма актуальной дисциплиной данного раздела.
Социально–психологический тренинг «Коммуникативные навыки менеджера» является продолжением аналогичного цикла базового модуля, однако, с преломлением и адаптацией к условиям здравоохранения. Подобная специфика придает особую ценность навыкам делового общения, которые в процессе обучения на практике усваивают слушатели Программы.
– Насколько нам известно, у вас существуют и другие формы обучения кроме Программы…
– Специалисты ВЭШ занимаются постоянным изучением потребностей практического здравоохранения, поэтому не только улучшают и расширяют учебные модули Программы «Менеджмент в здравоохранении», но и разрабатывают новые схемы обслуживания потенциальных клиентов. Среди них краткосрочные учебные программы, разработанные лучшими специалистами в области экономики, финансов, менеджмента и маркетинга совместно с ведущими преподавателями медицинских и экономических вузов Петербурга. Это – краткосрочные циклы повышения квалификации для руководителей структурных подразделений больниц, главных и старших медицинских сестер по правилам делового общения, по социально-психологической подготовке к работе с коммерческими пациентами, маркетингу, рекламе и многому другому. В них включены те дисциплины, которыми в медицинских вузах и на многочисленных циклах повышения квалификации вообще не занимаются. Отличительной особенностью этих программ, сопровождающих базовую Программу «Менеджмент в здравоохранении», является то, что они носят прикладной характер, так как являются итогом изучения конкретных проблем медицинских учреждений Петербурга.
Их уникальность заключается в том, что мы не предлагаем всем единый стандарт, а создаем индивидуальный проект для каждой организации, учитывая ее специфику, особенности и перспективы развития. Перед началом обучения проводится бесплатное анкетирование сотрудников для составления оптимальной по содержанию программы обучения для персонала, учитывающей пожелания потенциальных слушателей. Мы формируем широкий спектр дисциплин, изучаемых в рамках специализированных курсов для различных специалистов медицинских учреждений – экономистов, бухгалтеров, руководителей кадровых служб, персонала хозрасчетных (коммерческих) отделений. Отвечая на требование времени, мы уделяем большое внимание подготовке и переподготовке медицинских сестер с высшим образованием, потенциал которых многими руководителями до сих пор не оценен по достоинству.
К числу дополнительных преимуществ предлагаемых образовательных услуг относится интенсивность обучения, работа в малых группах над практическими ситуациями, обеспечение слушателей методической литературой и, наконец, проведение занятий в удобное для сотрудников время на выбранной базе медицинского учреждения.
– Вы упомянули медицинских сестер с высшим образованием. Каким образом переподготовка по программе «Менеджмент в здравоохранении» может изменить их статус?
– Согласно действующим приказам Минздрава России медицинские сестры с высшим образованием уже имеют право занимать административные должности в государственных медицинских учреждениях (заместитель главного врача по работе со средним медицинским персоналом, руководитель хозрасчетного подразделения, руководитель структурного подразделения и т.д.) Однако, получить соответствующую подготовку для того, чтобы реально претендовать на эти высокие должности в городе практически негде. Программа «Менеджмент в здравоохранении» как раз дает такую возможность, поскольку не только формально приравнена ко второму высшему образованию, но и дает действительно ценные знания, навыки и компетенции. Предлагаемая профессиональная переподготовка позволит медицинским сестрам с высшим образованием претендовать не только на административные должности в государственных медицинских учреждениях, но и существенно повысить свой статус на рынке труда в здравоохранении, включая частные медицинские фирмы и клиники, страховые медицинские организации, представительства фармацевтических компаний и т.д.
– Как относятся к вашей программе руководители разного ранга?
– Первый заместитель министра здравоохранения и социального развития В.И.Стародубов горячо поддерживает нашу программу. Хотя в Москве курсов подобных нашему 5 или 6, мы по-своему уникальны. Уникальность, в первую очередь, заключается в том, что мы выдаем государственный диплом о профессиональной переподготовке по специальности 06.11.00 “Менеджмент” со специализацией «Менеджмент в здравоохранении». Министр здравоохранения и социального развития М.Ю.Зурабов тоже является активным сторонником нашей идеи, которую давно пытаются внедрить в массы прогрессивные организаторы здравоохранения. Это позволяет надеяться, что в очень скором будущем появится приказ Минздрава России, по которому руководители здравоохранения будут обязаны получать специальность “Менеджмент”. Вопрос введения этих специальностей в номенклатуру специальностей вряд ли будет сейчас решен положительно, но то, что главный врач (руководитель различного уровня) обязательно должен будет пройти такого рода переподготовку и получать соответствующую надбавку к своему должностному окладу – проект такого документа сейчас рассматривается в Минздраве.
Кроме того, как известно, в настоящее время разрабатывается очень серьезная программа реформирования здравоохранения России. Первый её шаг – подготовка и переподготовка руководителей здравоохранения всех уровней, поскольку, как нас заверили в Министерстве здравоохранения и социального развития, в Правительстве прекрасно понимают, что ни одну реформу нельзя провести без грамотных обученных проводников этих реформ, которыми и являются руководители на местах. А это значит, что наряду с реформированием здравоохранения его руководители должны готовиться с позиции системного менеджера. Надо готовить кадры, чтобы система не умерла. Такова точка зрения Минздрава. Но, к великому сожалению, далеко не все главные врачи её разделяют. Джим Райс, который длительное время работал в России по программе «Здравреформы» в 90-х годах и знает нашу систему досконально, говорил, что “идеи реформ здравоохранения в России рождаются в самых светлых головах на самом верху, но гибнут в кабинете главного врача”. Я, ещё недавно руководивший госпитальной базой города, с ним полностью согласен. Когда я организовывал программу «Менеджмент в здравоохранении» и приглашал на неё главных врачей, большинство из них мне отвечало: “Мне это не нужно. Я и так все знаю”.
И все же наиболее перспективные главные врачи, такие, например, как главный врач Городской станции скорой медицинской помощи Бойков А.А., главный врач Детской больницы № 5 А.Я.Голышев, главный врач Городской больницы №33 Бранц Л.Ю., пришли учиться сами. Ярким примером современного подхода к подготовке руководящих кадров своего учреждения является главный врач Городской больницы № 26 Е.С.Железняк. Мало того, что в прошлом году она послала к нам учиться двух перспективных своих сотрудников, она же подсказала нам идею краткосрочных специализированных тренингов, заказав недельный тренинг для всех руководителей структурными подразделениями своей больницы. Участники тренинга потом сказали, что даже на известные, простые, казалось бы, вещи, они стали смотреть другими глазами. Жаль, что нет возможности измерить финансовую пользу от таких тренингов…
Передовые главные врачи внимательно следят за всем прогрессивным, что появляется в городе, в том числе и на рынке бизнес-образования, они понимают, что без обучения и себя, и своего персонала выжить в этой сложной жизни трудно. А сами участники обучения работают с огромным энтузиазмом и отзываются о нас с благодарностью: «нас учили профессии, но не учили экономике, мотивации персонала, искусству общения и многому другому», говорят они, а без этого невозможно представить современного руководителя. Впрочем, последипломная подготовка не обязана преследовать такие цели. Поэтому я считаю, что мы делаем для здравоохранения города большое дело. Тем более, что многие наши преподаватели – медики со вторым, третьим высшим образованием по психологии, экономике, управлению персоналом и т.д. Они пропустили через себя не одну науку, и каждое их слово в плане практической значимости на вес золота.
– Что касается золота… Ведь ваша программа стоит достаточно…
– Годовое обучение у нас стоит 1,7 тыс. евро. Согласитесь, это не такая большая сумма практически за второе высшее образование, а если быть более точным – за профессиональную переподготовку. Из 20 наших сегодняшних слушателей больше половины смогли заплатить за себя сами. При этом, согласно действующему законодательству, организация имеет право в размере 3% от фонда оплаты труда тратить на обучение своих сотрудников и эти расходы относятся на себестоимость. Больница, где фонд оплаты труда составляет несколько миллионов рублей в месяц, поверьте, имеет возможность обучить своих наиболее ценных сотрудников, а уж найти деньги на одного – двух ключевых руководителей (тем более на себя любимого – главного врача) и вовсе не проблема. Кроме того, как мы уже писали в “МП”, Медицинский филиал МДМ-банка является спонсором программы «Менеджмент в здравоохранении» и предоставляет на конкурсной основе стипендии для обучения руководителям государственных медицинских учреждений Санкт-Петербурга. И сегодня руководство МДМ-банка рассматривает возможность увеличения этой квоты бесплатного обучения или обучения с существенной скидкой.
Директор Высшей Экономической Школы профессор Галенко В.П., осознавая социальную значимость этой программы, старается не повышать плату за обучение. Другие программы переподготовки в ВЭШ стоят существенно дороже. На городском рынке бизнес – образования средняя стоимость около 2,0-2,5 тыс.евро в год, в Москве – в 2-3 раза дороже. При высочайшем уровне преподавания мы стараемся держать низкую ценовую планку, и ни для кого не секрет – для нас этот проект абсолютно не коммерческий, а социальный.
– И зачем вам это надо?
– Ответ прост – душа болит за наше многострадальное городское здравоохранение. Я вижу очень много молодых талантливых менеджеров, их светлые головы, их желание и возможности работать и быть полезными обществу. Но руководить их не пускают!
– Зачем же тогда получать такое прекрасное образование, если карьера все равно “не светит?”
– Я уверен, что у городской власти есть понимание необходимости притока молодых профессиональных кадров в здравоохранение города. Надеюсь, что в самое ближайшее время власть поймет, что на руководящие должности нужно назначать не по знакомству или по звонку «сверху», а по принципу профессиональной пригодности, образованности, наличия практического опыта и личных лидерских качеств. Президент России В.В. Путин, обращаясь к Федеральному собранию, сказал «В стране тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти, голод на современных управленцев, эффективных людей!» Поэтому, если хотите, мы, «утоляем голод» на современных управленцев в здравоохранении в родном городе Президента. А в отношении «светит или нет» – уверен – светит!
В нашем первом выпуске почти половина слушателей учились, будучи уже руководителями. Многие приобрели в своем статусе. Некоторые перешли на более высокие значимые должности. Среди слушателей теперешнего курса, уже есть несколько подвижек по карьерной лестнице. Обучение на нашей программе, несомненно, приводит к карьерному росту. Кроме того, слушатели программ переподготовки и повышения квалификации ВЭШ получают доступ к ряду неформальных каналов поиска работы: связи внутри группы, возможность в первую очередь знакомиться с прямыми обращениями работодателей и т.п.
– Сколько же менеджеров здравоохранения может подготовить ваша программа?
– Такой же вопрос задал нам и В.И.Стародубов. У нас пока конвейера нет, наши выпускники, если можно так сказать – товар штучный. Но если станет больше тех, кто понимает необходимость такого обучения, мы сможем увеличить потоки минимум до 60 человек в год и, соответственно, значительно снизить плату за обучение. Тогда за несколько лет мы полностью обеспечим петербургское здравоохранение менеджерами, а также и Северо-Западный регион, откуда к нам уже приезжают учиться. К стати, ВЭШ обладает комфортабельной гостиницей для иногородних слушателей, а проживание в ней существенно ниже, чем в городских гостиницах.
В заключение еще раз хочу привести высказывание Дж.Райса «Перед российскими организаторами здравоохранения стоит сложная и весьма своеобразная задача – «перейти через мост в процессе его строительства, да еще в разгар землетрясения». Именно с тем, чтобы сделать подобную «прогулку по краю пропасти» максимально безопасной для медицинских учреждений, организаций и самое главное – для наших пациентов Высшая Экономическая Школа Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов и Институт медико-социальных реформ приглашают руководителей медицинских учреждений и организаций, медицинских сестер с высшим образованием, специалистов с высшим не медицинским образованием принять участие в программе «Менеджмент в здравоохранении».
На вопросы отвечал к.м.н., доцент СПбГМУ им.акад.И.П.Павлова Александр Викторович Кириллов.