Открытие сразу двух крупных частных многопрофильных клиник усилит конкуренцию в верхнем сегменте петербургского рынка медицинских услуг
В первом полугодии 2004 года на рынке частных медицинских услуг Санкт-Петербурга появились два новых игрока – клиники «Скандинавия» и «Международная клиника MEDEM». Это значительное событие для медицинского рынка города. Во-первых, оба лечебных учреждения открываются в давно востребованным формате – это большие многопрофильные центры с элитным уровнем сервиса, предлагающие в одном месте практически весь комплекс услуг. Во-вторых, они заполнят, целиком или частично, ряд до сих пор пустовавших ниш. В- третьих, обе клиники в несколько раз превышает по размеру и «пропускной способности» любой из существовавших до этого в Петербурге частный медицинский центр.
Особенно ощутимо появление «новичков» скажется на так называемой элитной медицине (ценовые сегменты premium и отчасти upper- middle). Именно в этом ценовом диапазоне, несмотря на некоторое различие в их позиционировании (MEDEM в первую очередь нацелен на обслуживание высшего класса петербуржцев, и лишь затем ориентируется на верхушку среднего класса, а «Скандинавия» расставляет приоритеты в обратном порядке), будут работать новые медцентры. Предполагается, что приход новых участников рынка спровоцирует «передел» сложившихся клиентских баз и рост конкуренции за пациентов.
Поделенный сегмент
Клиники «Скандинавия» и MEDEM выходят в достаточно плотно занятый сегмент рынка. Как и многие иные рынки услуг, медицинский начал свое формирование «сверху», в первую очередь ориентируясь на обеспеченных россиян. Прибыльный высокоценовой сегмент является наиболее привлекательным для «частников» от медицины.
Первый шаг по пути формирования петербургского рынка элитной медицины был сделан в начале 1990-х годов, когда открылся Американский Медицинский Центр (АМС). Своей целевой группой он выбрал иностранных клиентов, гостящих и работающих в Петербурге, которые оплачивали медицинские услуги преимущественно через западные страховые компании. Цены на услуги были крайне высоки, и доля российских клиентов была мизерной (тонкая еще прослойка россиян с высоким уровнем доходов неохотно инвестировала деньги в здоровье, предпочитая решать первоочередные проблемы – расширение бизнеса, покупка жилья, машины).
Вплоть до 1999 года АМС являлся фактически единственным игроком этого сегмента рынка. Постепенный рост доходов населения расширил его потенциальную емкость, что привело к появлению сразу двух новых элитных клиник: International Clinic и «Евромед», которые делали ставку на обслуживание как иностранных гостей, так и состоятельных соотечественников. Несколько позднее открылся Британо-Американской медицинской центр, работающий в том же формате.
В обслуживании иностранцев перечисленные клиники до сих пор являются безусловными лидерами – они умеют работать с этой категорией пациентов и практически полностью удовлетворяют ее спрос. Но за петербуржцев, желающих получать квалифицированную медицинскую помощь, надлежащий уровень сервиса и комфорта в последние 3-4 года развернулась жесткая борьба. В конце 1990-х годов в Петербурге появился целый ряд частных многопрофильных клиник («Оркли», РАМИ, им. Пирогова), которые стремились оттянуть на себя часть российских пациентов. По уровню сервиса, эксклюзивному отношению к пациенту, а также набору предлагаемых услуг они несколько уступали элитным центрам «для иностранцев». Их сильным конкурентным преимуществом стали более низкие цены, за счет чего им действительно удалось привлечь часть верхнего среднего и даже верхнего класса.
Собственно, элитные и претендующие на элитарность медицинские центры различаются в большей степени «сервисной» составляющей. В остальном они похожи: небольшие по площади, «кулуарные» по атмосфере, они предлагают своим 3-5 тысячам пациентов консультации основных специалистов и всестороннее, быстрое диагностическое обследование на современном оборудовании.
Элитные «прорехи»
Однако на рынке элитной медицины остались довольно обширные лакуны – даже при наличии денег и желания пациенты могли получить в частных клиниках далеко не все услуги, и были вынуждены либо лечиться за границей, либо обращаться в государственные и ведомственные лечебные учреждения (такие, как «Адмиралтейские верфи», Военно-медицинская академия, МАПО, ЦМСЧ-122). Благодаря бюджетному финансированию, в последние 5-6 лет клиники госсектора смогли оснастить себя великолепной медтехникой и диагностическим оборудованием, покупка которого была не по карману большинству «частников». Поэтому элитные медцентры были вынуждены направлять к ним своих пациентов для проведения некоторых обследований.
Ни одна из частных клиник не делает сложных нейрохирургических, кардиохирургических, онкологических операций. Причина, в общем-то, та же: оборудование (включая реанимационное) и высококлассные хирурги стоят недешево, а количество петербуржцев, готовых платить за операции реальную цену, невелико. Развитие хирургии без обеспечения потока плановых больных не только экономически нецелесообразно, но также бессмысленно с профессиональной точки зрения – не имеющий постоянной практики врач теряет квалификацию.
Наконец, на рынке не хватало элитных стационаров, не было частных роддомов – этот «пробел» также восполнялся за счет госсектора. Наиболее активные менеджеры государственных и ведомственных клиник вложили средства в ремонт помещений, в покупку новейшей аппаратуры, в оснащение VIP- палат в своих стационарах, и готовы бороться за удержание выгодных пациентов. «Среди наших экспертов даже прозвучало мнение, что если государственная медицина будет дальше развиваться такими темпами, как в последние два года, то она погубит массовую частную медицину», – говорит Дмитрий Филатов, сотрудник маркетинговой компании BusinessVision.
Адекватный ответ
Несколько лет назад стало очевидно, что узкопрофильные медицинские центры не способны удовлетворить пациентов из-за недостаточной «комплексности», а хозрасчетные отделения государственных и ведомственных клиник – из-за невысокого уровня сервиса, объясняющегося менталитетом персонала. «На повестке дня стояло открытие многопрофильной клиники высокого класса, в которой пациенты смогла бы получить весь спектр качественных услуг для всей семьи, от диагностики до реабилитации», – считает директор по развитию «Международная клиника MEDEM» Игорь Лонч.
Однако адекватно ответить на конъюнктуру спроса рынок смог не сразу. Масштабный проект стоит дорого: ремонт или строительство здания большой площади в центре города, закупка самого современного оборудования, привлечение квалифицированного персонала предполагают многомиллионные вложения. У самих медицинских учреждений таких средств попросту нет. Российский немедицинский бизнес проекты со сроком окупаемости в 10 и более лет интересуют мало. Надежда была на иностранных инвесторов, которые после дефолта несколько лет приглядывались к перипетиям российской экономики.
Наконец зарубежные медицинские компании, уже имеющие опыт работы на петербургском рынке, решились заполнить пустующие ниши. Финские компании Scanfert Oy (которой принадлежит сеть клиник AVA, в том числе – «Петербургская «АВА-Петер») и Mehilainen (владелец одноименной сети клиник), при участии страховой компании «РЕСО-Гарантия» инвестировали 10 млн. долларов в строительство многопрофильной клиники «Скандинавия». Практически одновременно был осуществлен другой проект: : расширение деятельности и смена названия International Clinic, результатом чего стал вывод на рынок нового бренда «Международная Клиника MEDEM». Основным учредителем Международной Клиники «MEDEM» является компания International Medical Administration Center Ltd. (г. Копенгаген, Дания), а объем инвестиций в проект на данном этапе оценивается в 20 млн. долларов. По сути обе новые клиники являются ответом на желание пациентов с определенным уровнем дохода получать все услуги в одном месте. В каждой из них будут стоматологическое, педиатрическое, хирургическое отделение, небольшие стационары. Кроме того, каждая предлагает свой «эксклюзив», не представленный до сих пор в элитном сегменте частной медицины. В «Скандинавии» это роддом на 12 VIP-палат. В MEDEM – круглосуточная неотложная хирургия, служба скорой помощи, оснащенная самыми современными реанимобилями, а также первый в городе частный многопрофильный реабилитационный центр.
Немного скепсиса
«Скандинавия» и MEDEM, несмотря на длинный перечень их достоинств, вряд ли с легкостью завоюют рынок. Идея открытия в Петербурге новой многопрофильной клиники, входящей в сеть AVA, появилась еще в 1997 году, и тогда проект был «обречен на успех». Из-за дефолта работа над проектом была приостановлена, а сейчас входить на рынок будет сложнее – сегмент VIP оказался достаточно занят. Сомнения основаны на простой арифметике: люди с доходом свыше 1000 долларов в месяц, по данным аналитической группы «Эксперт МА», составляют 2-3% жителей Петербурга (или 100-150 тысяч человек). Количество петербуржцев с доходом 800-1000 долларов в месяц немногим выше (в полтора-два раза). Две новые клиники в совокупности рассчитаны на 210 тысяч посещений в год.
Открывшиеся предприятия смогут обеспечить поток пациентов лишь за счет отвлечения VIP-пациентов от лечебных учреждений, уже работающих с элитными пациентами. Вряд ли перераспределение клиентской базы произойдет без «боя» – в ход будут пущены все конкурентные преимущества. «Небольшие элитные медицинские центры, скорее всего, пойдут по пути создания «клубных», «бутиковых» учреждений, с акцентом на уникальный сервис и индивидуальность работы с каждым клиентом, которые не смогут обеспечить масштабные клиники», – говорит Дмитрий Филатов. Специализированные элитные клиники – стоматологические, урологические, гинекологические – также готовятся «держать оборону». К примеру, сеть клиник MEDИ, где лечит зубы значительная часть «высшего» класса, активно развивает в своих учреждениях медицинские услуги общего профиля.
«Очевидно, что создать стабильную клиентскую базу крупным частным клиникам удастся либо за счет пересмотра начальной бизнес-модели (снижения цен и привлечения пациентов из середины и верха среднего класса, организации эксклюзивных услуг), либо – посредством сильных маркетинговых ходов» – считает заместитель генерального директора клиники «Скандинавия» Сергей Ануфриев. Например, «Скандинавии» может сильно помочь «родственная» связь с клиникой АВА-Петер, специализирующейся на лечении бесплодия. Она станет «поставщиком» пациенток в новый роддом, а затем – в педиатрическое отделение новой клиники. MEDEM, по словам Игоря Лонча, возьмется за развития нового для Петербурга направления – медицинского туризма. Причем рассчитывает получать пациентов-туристов как из-за рубежа, привлекая их невысокими по европейским меркам ценами, так и из регионов России с неразвитыми региональными рынками медицины.
Неизбежный позитив
Вряд ли кого из участников рынка приводит в восторг необходимость усиленно бороться за клиента. Но для самого рынка, а значит – и для пациентов усиление конкуренции несомненное благо. Уже сейчас можно предсказать, что открытие новых клиник приведет к определенным позитивным последствиям. В сегменте элитной медицине начнется настоящая «борьба сервисов». Кроме того, предприятия этого уровня будут вынуждены предпринимать маркетинговые усилия, характерные для более развитых медицинских рынков – вплоть до попытки формировать потребности клиентов. «Большие и маленькие частные медицинские центры будут вынуждены постепенно дифференцироваться – искать свою «фишку», вкладывать средства в развитие специализации», – считает заместитель генерального директора клиники «Скандинавия» к.м.н. Сергей Ануфриев.. Движение в этом направлении неизбежно ведет к внедрению самых передовых технологий, что значительно повысит планку медицинского рынка Петербурга. Наконец, неизбежно «сползание» по ценам вниз. Не обязательно это произойдет за счет новых клиник: возможно, в средний сегмент спуститься лишь одна из них или некоторые из небольших медцентров. Но, в любом случае, это даст возможность значительному числу представителей среднего класса получать медицинскую помощь уровня, который сегодня считается элитным.
Объем рынка (млн $) |
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
Частные элитные МЦ |
9,5
|
12,0
|
15,6
|
18,7
|
22,1
|
25,6
|
29,5
|
Рынок платных медицинских услуг в целом |
138,5
|
164,0
|
193,9
|
225,9
|
258,7
|
292,4
|
327,8
|
% объема элитных услуг от объема рынка в целом |
6,8
|
7,3
|
8
|
8,2
|
8,5
|
8,7
|
По прогнозам, в ближайшие пять лет объем элитных услуг будет не только расти в денежном выражении, но и занимать все большую долю на медицинском рынке Петербурга.
Источник: компания BusinessVision
Структура рынка платных медицинских услуг (2003 год)
Всего 164 млн долл 100%
Платные услуги государственных лечебных учреждений 64 млн долл 40%
Теневые услуги врачей госсектора 53 млн 32%
Частные элитные МЦ 12 млн 7%
Прочие частные МЦ 35 млн 21%
Источник: компания BusinessVision
Елена Денисенко
Источник: 2004 – #19 (176) Эксперт Северо-Запад – Приложение/Медицина