В Исследовательский Центр «Независимая медико-юридическая экспертиза» уже шесть лет оказывает гражданам и организациям юридические услуги по вопросам меди-цинского права. Согласитесь, это стаж, позволяющий делать некоторые выводы.
Первое, обращения за медико-юридической помощью в спорах с призывными ко-миссиями по оценке состояния здоровья призывников занимают едва ли не первое место среди всех причин прихода граждан на консультацию.
Второе, зачастую граждане просят юридической поддержки тогда, когда реально помочь, если еще и возможно, то очень трудно (уже и решение комиссии вынесено, и день явки на призывной пункт назначен, и повестка вручена). Совсем иначе складывается си-туация, когда на консультацию приходит заботливая мама 16 летнего «ребенка», которого еще только ставят на воинский учет. У них есть достаточный запас времени, чтобы реали-зовать все наши рекомендации и добиться «правильного» решения законным путем.
Третье, поражает степень правовой неосведомленности соотечественников. Как правило, граждане приходят на консультацию, ничего не зная о правах и обязанностях своих сыновей. А следовало бы знать хотя бы основные законодательные акты, это:
- Конституция РФ (прежде всего статьи 17, 18, 20–25, 33, 35, 38, 40, 41, 45, 49, 51, 59 и 60);
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (№ 53-ФЗ от 28.03.98);
- «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (№ 5487-1 от 22.07.93);
- Постановление Правительства РФ (№ 123 от 25.02.03), утверждающее «Положение о во-енно-врачебной экспертизе» (ВВЭ) с приложением – Расписанием болезней.
Четвертое, состояние здоровья наших юношей таково, что абсолютное большинст-во обратившихся к нам за медико-юридической помощью, действительно не должны были бы подлежать призыву на военную службу. Это грустный факт, но он позволяет нам с чистой совестью решать проблемы призывников по абсолютно законным основаниям.
И пятое, тексты указанных правовых актов всегда трактуются гражданами одно-значно в свою пользу. Как правило, остаются не замеченными многочисленные «подвод-ные камни», которые не позволяют применить найденную норму права. Например, даже если у призывника есть заболевания, позволяющие надеяться на отсрочку или освобожде-ние от военной службы, если он к тому же нашел соответствующую статью в «Расписании болезней», то уж до вдумчивого чтения пояснений к применению статей этого расписания дело, как правило, не доходит. Для того чтобы правильно прочесть закон, как раз и нужны консультации специалистов.
С чего же нам начать? Самое главное, не надо нарушать законы, их надо знать и соблюдать, правильно используя предоставленные нам права.
Уясним себе для начала, что решение о годности или негодности призывника к во-енной службе по состоянию здоровья принимают только военно-врачебные комиссии. Из этого следует, во-первых, что заключения и выводы о состоянии Вашего здоровья, даже исходящие из самых уважаемых в городе и стране лечебных и научно-исследовательских учреждений, имеют для военно-врачебных комиссий только рекомендательный характер. А во-вторых, оспаривать (в вышестоящих инстанциях) или обжаловать (в суде) можно только уже состоявшееся решение военно-врачебной комиссии – пока его нет, нет и пред-мета спора. Именно так следует понимать содержание статей 51 и 53 Основ законодатель-ства РФ об охране здоровья граждан.
Вспомним также, что наш организм имеет определенное анатомическое строение и обладает способностью осуществлять разнообразные функции. Так вот, даже серьезные анатомические отклонения, не сопровождающиеся нарушением функции, не будут при-ниматься комиссией во внимание. Например, у Вас обнаружены существенные анатоми-ческие отклонения от нормы, к тому же подтвержденные объективными данными (рент-генологической, компьютерной, эхо- или электродиагностики и т.п.). Мало того, фор-мально (по своей величине или выраженности), эти изменения позволяют рассчитывать на применение по отношению к Вам той или иной статьи Расписания болезней. Но измене-ние соответствующей функции, за которую отвечает данный орган или система органов, не достигло еще нужной (по Положению о ВВЭ) степени выраженности. В такой ситуа-ции надеяться на освобождение или отсрочку нет оснований.
Наши сограждане как-то не очень верят в качество медицинской помощи, оказы-ваемой в районных поликлиниках. К тому же любое обращение в поликлинику связано с серьезными временными затратами (нужно получить номерок, записаться на исследова-ние, просидеть в очереди и т.д., и т.п.). Бытует также мнение, что только платные услуги в каком-нибудь Медицинском центре или НИИ соответствуют современному уровню раз-вития медицины. С полным основанием можем сказать, что это мнение не совсем оправ-дано, но по закону каждый имеет право выбора лечебного учреждения.
Однако если Вы хотите убедить военкомат в наличии у Вас болезни, то позаботь-тесь, чтобы обращения за медицинской помощью носили систематический характер. Ни-какие разовые консультативные заключения, даже выданные специалистами самого высо-кого уровня, не сравнятся по значимости (для военно-врачебной комиссии) с регулярными записями об обращении за медицинской помощью, сделанными в Вашей амбулаторной карте участковым врачом или узким специалистом районной поликлиники.
А уж если Вы прошли какое-то обследование «на стороне» по своей инициативе, то постарайтесь, чтобы полученная Вами информация о состоянии своего здоровья стала из-вестной и Вашему участковому врачу. Покажите ему подлинник справки или заключения специалистов, проследите, чтобы заблаговременно сделанная Вами ксерокопия этого до-кумента была вклеена в карту. Еще лучше, если Ваш участковый врач сделает соответст-вующие записи, отражающие его мнение по данному вопросу, назначит Вам адекватное лечение, возьмет на диспансерный учет.
Врачам военкомата не откажешь в логике: «Больной должен болеть». А болеть, в общепринятом понимании слова, значит не просто обследоваться раз в полтора – два года, и получить (или подтвердить) какой-то диагноз. Это означает, что человек «ходит по вра-чам», жалуется, лечится. Только последовательность записей в Вашей медицинской доку-ментации может явиться доказательством наличия у Вас заболевания, сопровождающего-ся нарушением каких-либо функций. Причем в пояснениях к большинству статей Распи-сания болезней помимо регламентированного объема обследования, указаны и эта тре-буемая периодичность обращений, и необходимая «давность» заболевания, и подтвержде-ние безуспешности проводимого лечения. Там же для некоторых заболеваний указывается на необходимость стационарного обследования и лечения.
Но предположим, что все это у Вас оформлено должным образом. Теперь важно донести имеющуюся информацию о состоянии Вашего здоровья до специалистов военно-врачебной комиссии. Этот процесс также нельзя пускать на самотек, особенно, если Вы обследовались и лечились не только в районной поликлинике, но и в иных лечебных уч-реждениях. Ведь военкомат не будет утруждать себя сбором сведений, он просто запросит в районной поликлинике выписку из Вашей медицинской карты. А оттуда придет коро-тенькая справка, а то и вовсе сообщение, что «такой-то за медицинской помощью не об-ращался». Какие могут быть претензии к работникам военкомата? Да никаких.
Очень часто граждане и тут действуют неосмотрительно. «Довольный» обладатель грозных диагнозов несет свои справки прямо врачу-специалисту военно-врачебной ко-миссии, получает изустные заверения, что теперь все ясно, и все в порядке. В последую-щем призывник с изумлением узнает, что председатель комиссии впервые слышит о на-личии у него заболеваний, а переданные документы (хорошо еще, если это не подлинни-ки) чудесным образом исчезли, как ни бывало. Мы не обвиняем работников военкоматов в злом умысле или преступной халатности, но вынуждены констатировать, что нередко именно таким образом развиваются события. А причины могут быть любые, не будем их анализировать – не в них суть.
Совсем недавно пришлось курировать случай, когда задержанный милицией моло-дой человек был «под конвоем» освидетельствован военно-врачебной комиссией, признан годным к военной службе и отправлен в Северо-Кавказский военный округ. Молодой че-ловек страдал эпилепсией, наличие которой было подтверждено данными его медицин-ских документов. Мать призывника своевременно информировала врачей о заболевании, но не должным образом, поэтому на момент освидетельствования в комиссии нужных до-кументов не оказалось. Дело закончилось, в общем, благополучно. Военнослужащий был переосвидетельствован военно-врачебной комиссией по его месту службы, признан не годным и возвращен родителям. Но все это на фоне серьезной стрессовой ситуации. Его матери пришлось предпринять значительные усилия, обращаться к командованию и про-курорам двух военных округов, самой съездить к месту службы сына. Хорошо еще, что подлинники медицинских документов оставались у нее на руках. Чем это закончится для работников призывной комиссии, сказать не можем – дело еще не закончено.
Рекомендуем все материалы, предоставляемые в распоряжение военно-врачебной комиссии, направлять через военного комиссара письменным заявлением с просьбой «приобщить к личному делу призывника ксерокопии медицинских документов, характе-ризующих состояние его здоровья». В конце заявления напишите «Приложения» и приве-дите полный список представляемых документов с указанием их номеров, дат, наимено-вания учреждения и других атрибутов. Такие заявления с приложением копий документов можно подавать неоднократно, по мере появления новых сведений о Вашем здоровье.
Почему подавать заявление надо на имя военного комиссара (не лично, конечно, а через его секретаря или канцелярию)? Да потому, что по закону именно он является должностным лицом, обязанным принять Ваше заявление, зарегистрировать, рассмотреть и направить конкретным исполнителям. Такое заявление исполняется в двух экземплярах, чтобы на втором (Вашем) экземпляре можно было проставить отметку о его регистрации. Сделав это, вы получаете юридически значимое доказательство своевременного инфор-мирования Вами призывной комиссии о состоянии своего здоровья.
Подлинные документы, а также материалы, которые затруднительно откопировать, например, рентгенограммы, лучше показывать, но не передавать. Если уж приходится их оставлять специалистам комиссии, то постарайтесь получить соответствующую расписку с полным указанием, что именно передано и сколько.
В любых ситуациях вести себя нужно спокойно, демонстрируя знание законов и свою добрую волю к содействию сотрудникам военкомата в решении Вашей проблемы законным путем. На всякие устные заявления Ваших оппонентов, что Вы усложняете си-туацию, что эти документы не имеют значения, что «за деньги я и сам все, что угодно на-пишу», просто не нужно обращать внимания. А тем более, недопустимо втягиваться в по-лемику и «обмен любезностями». Поверьте, когда чиновники видят Ваши грамотные и уверенные действия, они начинают вести себя адекватно.
Заместитель генерального директора Исследовательского центра
«Независимая медико-юридическая экспертиза»
врач, юрист Сергей Балутин