1. Введение
Эффективная помощь пожилым в благотворительных центрах не может ограничиваться только материальной помощью и медицинским обслуживанием. Им не менее необходима психологическая поддержка.
Когда человек стареет, уходит на пенсию, происходит изменение его жизненного статуса, определенной роли в обществе и семье. Эта неопределенность часто негативно влияет на психологическое состояние пожилых, они чувствуют невостребованность своему опыту, знаниям и таланту. Им крайне необходимо общение, ощущение своей полезности и причастности.
Задача благотворительного центра – поддержать пожилых, вовлечь в жизнь общины, дать возможность обрести уверенность в себе, проявить свои творческие способности, поделиться своими знаниями и опытом. Во многом эту задачу решают клубы благотворительных центров с помощью различных культурных и образовательных программ.
Одной из новых программ может служить реализованный в Санкт-Петербургской благотворительной организации «Ева» проект «Интернет-клуб для пожилых»
2. Цели и задачи
Цель проекта – дать возможность пожилым людям получить необходимый уровень знаний и навыков, требующихся для работы на компьютере и в сети Интернет, и благодаря Интернету обеспечить им доступ к мировой информации и возможность общения по электронной почте.
Реализация проекта позволяет решать следующие задачи:
Вызвать проявление интереса пожилых к еврейству и жизни общины, возродить еврейское самосознание и самоидентификацию, приобрести еврейские знания.
Сегодня еврейские ресурсы в Интернете это:
• ежедневно обновляемые новости о жизни общин, диаспор, Израиля
• еврейские газеты и журналы на русском и английском языке, иврите, идише
• история еврейского народа, традиции, философия, праздники, религия, законы, Тора, Талмуд
• еврейская культура, искусство, музыка, литература
• общинная деятельность, благотворительность, образование
• интерактивные курсы обучения ивриту, идишу, Торе
• еврейская кухня, кашрут
• еврейский юмор
2. С помощью электронной почты дать возможность пожилым общаться со своими родными и близкими, живущими в других городах и странах, а также участвовать в телеконференциях, посвященных еврейской проблематике, контактах с другими еврейскими общинами и организациями.
Так уж случилось, что у многих пожилых родные и близкие проживают в других городах, ближнем и дальнем зарубежье. Общение с ними весьма проблематично. Письма по обычной почте идут долго и не всегда доходят, а письма с оказией бывают очень редко. Звонить самим по телефону пожилым очень дорого.
Электронная почта, сочетая в себе элементы телефона и традиционной почты, обладает многими преимуществами. Например, отправитель посылает письмо, когда оно готово, а адресат читает его, когда у него есть свободное время. Такой способ связи удобен, особенно если абоненты находятся на большом расстоянии друг от друга (например, через несколько часовых поясов) и распорядок дня у них разный. По электронной почте можно вместе с текстом отправить фотографии, рисунки, документы, звуковое сообщение. Написание и отправка письма по электронной почте стимулирует умственную деятельность пожилых.
3. Благодаря Интернету дать возможность пожилым пользоваться интересующей их информацией (политика, законы, медицина, наука, искусство, музыка, игры и пр.), развивать их творческие способности.
Эта информация может быть интересна также младшим членам их семей, друзьям и знакомым. При этом у пожилых возникает чувство своей полезности и причастности к какому-то делу, ощущение собственной значимости и гордости за освоение компьютера и Интернета.
Таким образом, Интернет-клуб решает целый ряд общинных и социальных задач, в том числе задачу реабилитации и психологической адаптации пожилых.
3. Описание проекта
Благодаря помощи местных бизнесменов и американских спонсоров из Совета большого залива за спасение и возрождение еврейства (Bay Area Council for Jewish Rescue and Renewal, San Francisco), а также благодаря получению гранта от Американского фонда содействия развитию еврейских общин России и Украины (Jewish Community Development Fund in Russia and Ukraine, New York) в благотворительной организации «Ева» в 1999 году был организован компьютерный класс.
Техническая сторона проекта обеспечена Санкт-Петербургским филиалом американской компании VSS.
Класс состоит из шести современных мультимедийных компьютеров и мощного сервера, объединенных в единую локальную сеть, модема для выхода в Интернет, цветного принтера и сканера.
На базе этого класса и был создан Интернет-клуб для пожилых.
Исходя из существующего на сегодняшний день количества персональных компьютеров в клубе занимаются 24 пожилых человека, поделенных на четыре группы по шесть человек. Средний возраст учащихся – 65 лет. Занятия с каждой группой проводятся два раза в неделю по два часа.
Клуб рассчитан на новичков, поэтому первые 3 месяца посвящаются обучению базовому курсу, после чего возможно обучение по индивидуальным планам с учетом интересов и увлечений.
Базовый курс обучения состоит из следующих вопросов:
- Устройство персонального компьютера. Работа с клавиатурой и мышью.
- Операционные системы.
- Графический интерфейс на примере MS Windows
- Понятия о файлах и папках. Работа с файлами.
- Пакеты программ на примере MS Office (MS Word, MS Excel).
- Работа с текстом, графикой, звуком.
- Основы работы в сети.
- Интернет, понятие о броузере, работа с электронной почтой, поиск в Интернете.
Результатом обучения должно стать получение пожилыми навыков, необходимых для самостоятельной работы на персональном компьютере.
Методика обучения должна быть основана на концепции, что пожилые люди не столько не хотят или не могут использовать новые технологии, сколько просто не знакомы с ними.
Знакомство необходимо начинать с самых элементарных вещей, терминов, слов и действий (на что нажать и в какой последовательности). Здесь от преподавателя требуется немалая выдержка, терпение и такт. Нельзя ранить пожилого человека неосторожным словом или замечанием. Не следует задавать домашнее задание, устраивать контрольные или опросы. Очень важно, чтобы пожилые люди преодолели напряжение и страх перед компьютером. Необходимо создавать атмосферу семейного клуба и приятного времяпровождения.
Конечно, сначала будет все не просто, будут и неудачи. Например, практически у всех пожилых большие трудности с руками – им трудно работать с мышью. Двойной щелчок практически не получается ни у кого, но это легко обойти с помощью клавиш, а вот когда они не могут подвести и удержать курсор в нужном месте, то это проблема и приходится долго и терпеливо тренироваться.
При обучении пожилых необходимо постоянно внушать им веру в себя, подбадривать и подчеркивать, что учиться никогда не поздно, и что это коренится в национальном характере евреев. В качестве лирического отступления можно привести слова раввина Адина Штейнзальца: «… В Торе рассказывается, что прародитель нашего народа Авраам сделал себе обрезание в возрасте 99 лет. Это обрезание следует делать на восьмой день после рождения. Возникает естественный вопрос: если это так важно, почему Аврааму пришлось ждать обрезания почти до столетнего возраста? Наши мудрецы отвечают на этот вопрос так: Авраам хотел объяснить своим потомкам нечто очень существенное – он преподал урок, который сохраняет свою актуальность и сегодня, то есть спустя почти четыре тысячи лет, прошедших с того времени. Урок этот состоит, в частности, в том, что и в девяносто девять лет не поздно ступить на тот путь, который другие начинают на восьмой день своей жизни. Таким образом, Авраам продемонстрировал, что начинать в принципе никогда не поздно. Во всяком случае, седина для этого помехой уж никак не является. В каком возрасте еврейский ребенок в России выучивает русский алфавит? В шесть? В семь? Так почему бы ему не заняться еврейским алфавитом, когда ему минет семьдесят шесть, раз уж это не сложилось у него в детстве и юности? Важно лишь понять, что игра стоит свеч. Но для этого необходимо сначала осознать, что он часть еврейского народа и для него это имеет значение даже в том случае, если он сохранил самое смутное понимание того, в чем, собственно говоря, выражается его принадлежность к еврейству. …Пока человек жив, он может учиться, и он может что-нибудь для этого предпринять – по крайней мере, это даст ему возможность осознать, чего он стоит…».
4. Заключение
За год существования Интернет-клуба для пожилых приобретен определенный опыт, учтены недостатки в методике преподавания, доказана необходимость продолжения работы. Пожилые люди смогли освоить компьютер и Интернет и с большим желанием собираются в клубе в обстановке интереса и творчества.
О результатах работы клуба говорят и сами участники в своих благодарственных письмах спонсорам (Приложение 1).
Приложение 1
От: Student (B4)
Отправлено: 18 мая 2000 г. 12:47
Кому: ‘jcdf@jwc.org’
Тема: занятия по компьютерной грамотности для пожилых
Уважаемый господин Мартин Горвиц!
Я одна из “студенток” группы для пожилых людей по освоению работы с компьютером при благотворительном обществе “Ева”. Немного о себе. По прежней профессии – радиоинженер. Сейчас – пенсионерка.
Компьютер – моя мечта. Есть неосуществленные идеи, есть желание овладеть музыкальными редакторами. Из последних сил коплю на современный компьютер, продавая то, что можно продать. Ну, а пока ищу любую дырку, чтобы получить доступ к компьютеру, чтобы овладеть работой на нем в современных операционных системах, чтобы научиться пользоваться богатыми возможностями Интернета. Благодарна за программу обучения, предоставленную вашим грантом для общества “Ева”. Небольшая группа, персональный компьютер для каждого во время занятий, профессиональный уровень преподавания, благожелательная обстановка делают занятия не только весьма результативными, но и приятными.
Получены общие навыки работы в ОС Windows NT, с электронной почтой, поисковыми системами в Интернете. Предоставление свободного времени для работы за компьютером в Интернете позволяет попутешествовать по картинным галереям, новинкам литературы, ознакомиться с последними новостями и многое другое. Могу предложить идею по использованию приобретенных нами знаний и навыков работы с персональным компьютером для оказания поддержки пожилым людям и инвалидам, которых курирует общество “Ева”. Это поддержка информационной связи с их родственниками и знакомыми, находящимися в дальнем и ближнем зарубежье. Например, когда у меня появится собственный компьютер, я могла бы на свой электронный адрес принимать письма для них, распечатывать и доставлять адресату. Такая связь, возможно, окажется более оперативной, чем поиски случайных курьеров для передачи писем с оказией. Увы, сегодня почтовые расходы слишком накладны для пожилых, имеющих пенсию ниже прожиточного минимума. Мне нужен будет лишь спонсор для оплаты затрат связи по электронной почте и выходу в Интернет.
С глубоким уважением
Эмма Ефимовна Зубкова.
Приложение 2
Некоторые русскоязычные еврейские ресурсы
www.jewish.ru – Глобальный еврейский он-лайновый центр
www.hebrew.ru – Интерактивное еврейское образование (иврит, идиш)
www.jews.ru – Еврейская молодежь России
www.jewishmagazine.spb.ru – Петербургский еврейский журнал
www.jew.spb.ru – Петербургский еврейский общинный центр
www.cl.spb.ru/evaspb – Петербургская благотворительная организация Ева
www.jdc.org.il/fsu – Джойнт в СНГ
www.jdc.org.il/fsu/russian/welfare/ICWW – ИСОР
www.osi.nnov.ru/sefer – Ассоциация еврейских библиотек
www.ear.org.ru – Еврейское агентство в России (Сохнут)
www.ort.spb.ru/friend/pju – Петербургский институт иудаики
www.yeshiva.spb.ru – Еврейское религиозное образование в Петербурге
www.machanaim.org.il – Культурно-религиозный центр евреев из России
www.corbina.net/~synrus/keror – Конгресс Еврейских Религиозных Организаций и Объединений в России (КЕРООР)
www.fjc.ru/rus – Федерация еврейских общин в СНГ
www.chanuka.ru – Праздник Ханука
www.matza.ru – Праздник Пейсах
www.jds.org.il/fsu/pesach – Праздник Пейсах
www.jds.org.il/fsu/purim – Праздник Пурим
www.il.Museums.com – Музеи Израиля
www.only.at/KERI – Каталог русскоязычных еврейских ресурсов
www.jds.org.il/fsu/russian/welfare/ICWW/jewnet – Каталог русскоязычных еврейских ресурсов
Илья Кароник