Экономика и Время, Санкт-Петербург, 17 апреля 2006 г.
“РОСНО” покупает конкурентов оптом
На прошлой неделе руководители СК “РОСНО” сообщили о своих дальнейших планах, связанных с приобретением ею двух петербургских компаний – “Медэкспресс” и “РусМед”
О покупке контрольного пакета “Медэкспресса” компания “РОСНО” официально сообщила в начале февраля 2006 года. Об отношениях с “РусМедом” федеральный гигант официальных заявлений пока не делал. При этом об обеих сделках в страховых кругах начали говорить еще в декабре.
“РОСНО” + “Медэкспресс”: позитив и благодушие
Эта сделка если и вызывает какие-либо вопросы, то только один: почему она не произошла раньше? Слухи о том, что лидер петербургского рынка ДМС – компания “Медэкспресс” готовится к продаже, циркулировали в страховом сообществе регулярно начиная с 2003 года. Такому выводу способствовал сам статус ее основного владельца.
Напомним, что в 2000 году 48,9% акций страховой компании приобрел холдинг немецкого инвестора Вольфганга Ванда. Постепенно 51% акций “Медэкспресса” сосредоточился в руках подконтрольных ему структур – Franco Canadienne De Re LTEE (43%) и Mutzenbecher, Herter und Wand GbR (8%). Г-н Ванд принимал активное участие в управлении компанией: внедрял западные стандарты работы и учета, добился 3-4-кратного роста ее капитализации. Все это вполне могло рассматриваться как предпродажная подготовка, каковой на самом деле и оказалось.
По словам В. Ванда, он не ставил себе целью продать компанию быстро и дорого – гораздо важнее для него было вывести “Медэкспресс” на определенный уровень и найти правильного партнера. Таковой нашелся в лице “РОСНО”.
Нам уже приходилось писать о том, что все слияния и поглощения, произошедшие на петербургском рынке в последние месяцы, производят впечатление абсолютно дружеских и партнерских. Покупка “Медэкспресса”, пожалуй, самая позитивная из всех: в среднесрочной перспективе предполагается, что питерская компания будет работать как самостоятельная; смена менеджмента не планируется; прежние акционеры в ближайшие два года также примут активное участие в развитии компании.
“В результате стратегического партнерства двух компаний клиентам будет предоставлен расширенный перечень услуг, включающий страхование жизни и пенсионное страхование. Качество обслуживания будет совершенствоваться за счет развития филиальной сети и увеличения количества лечебно-профилактических учреждений, с которыми установлены партнерские отношения. Всем страхователям мы сможем предложить комплексную страховую защиту”, – заявила генеральный директор СЗАО “Медэкспресс” Наталия Шумилова.
В свою очередь объединение с лидером регионального рынка медицинского страхования позволит “РОСНО” оптимизировать систему обслуживания своих клиентов и получить дополнительный канал продаж для своих продуктов. Член совета директоров группы “РОСНО” Ханнес Чопра назвал приобретение “Медэкспресса” важным стратегическим шагом, одним из главных по расширению присутствия компании в Северо-Западном регионе. Он также сообщил о том, что еще несколько региональных страховых компаний рассматривают в качестве объектов приобретения.
Эта сделка если и вызывает какие-либо вопросы, то только один: почему она не произошла раньше? Слухи о том, что лидер петербургского рынка ДМС – компания “Медэкспресс” готовится к продаже, циркулировали в страховом сообществе регулярно начиная с 2003 года. Такому выводу способствовал сам статус ее основного владельца.
Напомним, что в 2000 году 48,9% акций страховой компании приобрел холдинг немецкого инвестора Вольфганга Ванда. Постепенно 51% акций “Медэкспресса” сосредоточился в руках подконтрольных ему структур – Franco Canadienne De Re LTEE (43%) и Mutzenbecher, Herter und Wand GbR (8%). Г-н Ванд принимал активное участие в управлении компанией: внедрял западные стандарты работы и учета, добился 3-4-кратного роста ее капитализации. Все это вполне могло рассматриваться как предпродажная подготовка, каковой на самом деле и оказалось.
По словам В. Ванда, он не ставил себе целью продать компанию быстро и дорого – гораздо важнее для него было вывести “Медэкспресс” на определенный уровень и найти правильного партнера. Таковой нашелся в лице “РОСНО”.
Нам уже приходилось писать о том, что все слияния и поглощения, произошедшие на петербургском рынке в последние месяцы, производят впечатление абсолютно дружеских и партнерских. Покупка “Медэкспресса”, пожалуй, самая позитивная из всех: в среднесрочной перспективе предполагается, что питерская компания будет работать как самостоятельная; смена менеджмента не планируется; прежние акционеры в ближайшие два года также примут активное участие в развитии компании.
“В результате стратегического партнерства двух компаний клиентам будет предоставлен расширенный перечень услуг, включающий страхование жизни и пенсионное страхование. Качество обслуживания будет совершенствоваться за счет развития филиальной сети и увеличения количества лечебно-профилактических учреждений, с которыми установлены партнерские отношения. Всем страхователям мы сможем предложить комплексную страховую защиту”, – заявила генеральный директор СЗАО “Медэкспресс” Наталия Шумилова.
В свою очередь объединение с лидером регионального рынка медицинского страхования позволит “РОСНО” оптимизировать систему обслуживания своих клиентов и получить дополнительный канал продаж для своих продуктов. Член совета директоров группы “РОСНО” Ханнес Чопра назвал приобретение “Медэкспресса” важным стратегическим шагом, одним из главных по расширению присутствия компании в Северо-Западном регионе. Он также сообщил о том, что еще несколько региональных страховых компаний рассматривают в качестве объектов приобретения.
С “РусМед” все будет сложнее
Судя по всему, на пресс-конференции руководители “РОСНО” без напоминания журналистов так и не сообщили бы о другой, самой последней покупке – 100% акций петербургской компании ЗАО “РусМед”. Помимо традиционной для пресс-службы “РОСНО” неторопливости, это может быть связано с тем, что ценность “РусМед” вовсе не так бесспорна, как ценность “Медэкспресса”.
“РусМед” вряд ли может быть расценен как безусловно “рыночная” компания. В Петербурге она с 1992 года специализируется на личном страховании: ОМС, ДМС и от несчастных случаев. В 2005 году компания заняла 51-е место по объему сборов среди петербургских страховщиков (48,4 млн руб.).
Основную долю в ее портфеле ДМС занимает один клиент – “Водоканал СПб” (во всяком случае только о нем вспоминают конкуренты компании, сам же ее генеральный директор Константин Алканович от каких-либо комментариев воздерживается).
По-видимому, при принятии решения о покупке “РОСНО” заинтересовали, прежде всего, позиции “РусМед” на местном рынке ОМС, которые довольно сильны, – компания страхует неработающее население в Красносельском и Московском районах Петербурга, а также развивает ОМС и по производственному принципу.
Если сложить доли всех трех компаний, занимающихся ОМС (“РОСНО-МС”, “Медэкспресс-Плюс” и “РусМед”), то под контролем группы “РОСНО” оказывается весьма крупная доля петербургского рынка ОМС.
Именно о такой причине покупки “РусМед” говорит тот факт, что сейчас в Петербурге приступила к работе заместитель генерального директора “РОСНО-МС” Наталья Камаева, которая до конца года будет заниматься вопросами объединения бизнесов всех трех компаний в области обязательного медицинского страхования.
По словам Н. Камаевой, ее компания возлагает большие надежды на ОМС в связи с государственными национальными проектами, и “РусМед” в этом плане “довольно интересная компания, у нее хороший потенциал”, да и общественная деятельность К. Алкановича (председателя Ассоциации страховых медицинских компаний Петербурга) тоже чего-то стоит. От более подробных комментариев г-жа Камаева пока воздерживается, но обещает дать их через 1,5-2 месяца.
Алексей КРЫЛОВ
Судя по всему, на пресс-конференции руководители “РОСНО” без напоминания журналистов так и не сообщили бы о другой, самой последней покупке – 100% акций петербургской компании ЗАО “РусМед”. Помимо традиционной для пресс-службы “РОСНО” неторопливости, это может быть связано с тем, что ценность “РусМед” вовсе не так бесспорна, как ценность “Медэкспресса”.
“РусМед” вряд ли может быть расценен как безусловно “рыночная” компания. В Петербурге она с 1992 года специализируется на личном страховании: ОМС, ДМС и от несчастных случаев. В 2005 году компания заняла 51-е место по объему сборов среди петербургских страховщиков (48,4 млн руб.).
Основную долю в ее портфеле ДМС занимает один клиент – “Водоканал СПб” (во всяком случае только о нем вспоминают конкуренты компании, сам же ее генеральный директор Константин Алканович от каких-либо комментариев воздерживается).
По-видимому, при принятии решения о покупке “РОСНО” заинтересовали, прежде всего, позиции “РусМед” на местном рынке ОМС, которые довольно сильны, – компания страхует неработающее население в Красносельском и Московском районах Петербурга, а также развивает ОМС и по производственному принципу.
Если сложить доли всех трех компаний, занимающихся ОМС (“РОСНО-МС”, “Медэкспресс-Плюс” и “РусМед”), то под контролем группы “РОСНО” оказывается весьма крупная доля петербургского рынка ОМС.
Именно о такой причине покупки “РусМед” говорит тот факт, что сейчас в Петербурге приступила к работе заместитель генерального директора “РОСНО-МС” Наталья Камаева, которая до конца года будет заниматься вопросами объединения бизнесов всех трех компаний в области обязательного медицинского страхования.
По словам Н. Камаевой, ее компания возлагает большие надежды на ОМС в связи с государственными национальными проектами, и “РусМед” в этом плане “довольно интересная компания, у нее хороший потенциал”, да и общественная деятельность К. Алкановича (председателя Ассоциации страховых медицинских компаний Петербурга) тоже чего-то стоит. От более подробных комментариев г-жа Камаева пока воздерживается, но обещает дать их через 1,5-2 месяца.
Алексей КРЫЛОВ