Качество получаемой пациентом медицинской помощи самым непосредственным образом зависит от его правовой культуры. От того, что права больного не соблюдаются, может пострадать не только эффективность лечения, но и личная жизнь и деловая репутация пациента.
Основные права пациента прописаны в статье 30 “Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан” и по закону едины для всех лечебных учреждений — как государственных, так и коммерческих.
Среди них можно особо выделить два на первый взгляд не самых главных права: на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья и диагнозе, а также на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.
С ними тесно связаны еще два права пациента — на получение информации о своих правах и обязанностях, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.
Соблюдение права на конфиденциальность информации, или врачебную тайну, важно для любого человека — далеко не всегда пациент считает возможным сообщать кому бы то ни было о состоянии своего здоровья. Кстати, врач не имеет права сообщать информацию даже самым близким, если это не оговорено пациентом в договоре.
Особо тщательно конфиденциальность охраняется сегодня в частных клиниках, где часто работают специальные системы безопасности информации. Здесь играют роль два аспекта — более уважительное отношение частной медицины к пациенту и ответственность перед ним даже за малейшее нарушение прав.
Разглашение подобной информации может негативно сказаться на жизни и карьере любого человека. А если речь идет о бизнесмене или чиновнике, то просочившаяся информация может отразиться и на их финансовом состоянии, и на состоянии финансового рынка. Поэтому в коммерческих структурах состояние пациента и данные обследований сообщаются даже близким родственникам только с его личного согласия.
К сожалению, государственная медицина далеко не всегда в состоянии обеспечить защиту подобной информации на должном уровне.
Каждый пациент имеет право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Это значит, что врач любой клиники обязан проинформировать больного о состоянии его здоровья, диагнозе, методике будущего лечения, доступно объяснить его суть, предупредить обо всех рисках и осложнениях, а также поставить в известность об альтернативных способах лечения.
Но чаще всего врачи в государственных клиниках придерживаются стандартной схемы, когда выбор методики лечения происходит не вместе с пациентом, а за него. Хотя от положительного настроя пациента, его доверия и контакта с врачом во многом зависит эффективность лечения.
В государственных больницах перед операцией человеку часто просто дают подписать бумагу с обтекаемой формулировкой “пациент с планируемой операцией и рисками ознакомлен”. Это не юридический документ, и претензии по нему предъявить будет невозможно.
С каждым пациентом частных клиник заключается договор на оказание услуг, в котором все права и обязанности больного подробно отражены. Частная медицина готова работать с пациентом в партнерских, уважительных и ответственных отношениях.
Комментарии
Мария Макаренко, коммерческий директор ООО “ЕВРОМЕД КЛИНИК”:
— В соответствии с требованиями закона сведения о здоровье пациента, диагноз, а также результаты медицинских исследований не подлежат разглашению без согласия пациента. Однако существующая практика показывает, что зачастую информация о состоянии пациента передается его ближайшим родственникам без ведома пациента, особенно если дело касается заболеваний, представляющих угрозу для жизни.
Кодекс поведения врачей нашей клиники строго запрещает разглашение любой медицинской информации о пациенте, как его близким родственникам, так и посторонним лицам. Поставленные диагнозы, а также результаты проведенных лабораторных исследований раскрываются только пациенту, даже если заболевание является жизненно опасным. Таким образом, клиника соблюдает права пациента на конфиденциальность информации, а также следует международным нормам работы с пациентами. Исключение составляют медицинские случаи, когда медицинская информация необходима правоохранительным органам (если пациент пострадал от нападения на улице либо стал жертвой несчастного случая).
Екатерина Крапивина, главный врач ООО “АВА-ПЕТЕР”:
— Наша клиника занимается лечением бесплодия методами экстракорпорального оплодотворения. Услуга очень специфичная, во-первых, интимная, во-вторых, имеет результативность значительно ниже 50% (мировая статистика). Именно поэтому очень важно соблюсти право пациента на добровольное информированное согласие, в котором обязательно должны быть оговорены все возможные положительные и отрицательные последствия от проводимого лечения. А так как услуга оказывается на платной основе, то дополнительно заключается договор на оказание платных услуг.
Должна сказать, что на сегодня не все пациенты готовы и хотят получать подробную информацию. Сказывается предыдущий опыт общения врача и пациента. Больному — только положительное, все остальное — родственникам и знакомым. Надеюсь, что с ростом правовой грамотности населения ситуация скоро изменится.
Что касается врачебной тайны, то непонятно, как до сих пор не возникло судебных разбирательств в государственных учреждениях здравоохранения. Журналы самозаписи на прием, ячейки с результатами анализов в свободном доступе! В клинике “АВА-ПЕТЕР” анонимность соблюдается всегда! Мы не даем информации по телефону, сторонним лицам. В случае предоставления копий медицинских документов обязательно требуем предоставления паспорта.
Виктор Кащенко, главный хирург ЦМСЧ No 122:
— Я думаю, что проблема в соблюдении именно этих прав пациентов начинается на уровне культуры взаимоотношений врача и пациента. К сожалению, уровень образования и воспитания врачей сегодня очень разный, и во многом, несмотря на единство закона для всех, их подход к работе с пациентом строится на личностных особенностях. Проблема эта актуальная, но вне плоскости сравнения частных и государственных клиник: думаю, что ошибки могут быть в работе и тех, и других. Другое дело, что сегодня отсутствует четная регламентация в законе, что следует считать и что не следует считать, например, разглашением врачебной тайны, нет определенного кодекса поведения. В частности — как именно сообщить о его состоянии безнадежному больному, нужно ли ему вообще об этом сообщать или следует сказать об этом родственникам? Как видите, все это очень тонкие моменты, требующие от врача большой ответственности и такта.