Представители частной медицины озабочены предстоящим переходом страхового рынка на новые правила работы, которые, по их мнению, могут привести к очередным задержкам в оплате оказанных медицинских услуг. С 1 июля всем игрокам рынка предстоит увеличить уставной капитал : компании, занимающиеся имущественным страхованием, должны иметь капитал не менее 30 миллионов рублей, страхующие жизнь клиентов – не меньше 60 млн, а перестраховщики – не менее 120 млн. В Федеральной службе страхового надзора подсчитали, что более 200 страховых компаний (пятая часть рынка) могут из-за этого лишиться лицензии.
Страховщики, в свою очередь, говорят о росте цен в клиниках, острой нехватке многопрофильных центров, в результате чего пациентов приходится направлять по разным поводам в разные клиники, что им, естественно, не нравится, отсутствии должного качества предоставляемых услуг. В качестве альтернативы некоторые страховые компании готовятся открыть собственные медицинские центры. Представители ведущих страховых компаний и частных клиник города по инициативе ИА “Росбалт” и сайта “СтраховкаИнфо” решили обсудить эти вопросы за “круглым столом”.
Ценой непонимания может стать чья-то жизнь
Система добровольного медицинского страхования (ДМС) развивается в России не первый год, но до совершенства ей далеко. Самый громкий скандал с ДМС произошел в Петербурге летом 2005 года, когда несколько клиник публично предъявили страховым компаниям претензии в связи с неплатежами за оказанные медицинские услуги. В ответ страховщики рассказали общественности о ценовой дискриминации со стороны медучреждений и навязывании ими страховым пациентам избыточных услуг.
Ныне страховщики и представители клиник демонстрируют готовность к конструктивному диалогу. Президент Ассоциации клиник, генеральный директор КардиоКлиники Надежда Алексеева уверена, что одна из основных проблем ДМС – низкая квалификация работников медицинской экспертизы страховых компаний. В результате присланные “эксперты” просто не могут оценить качество и объем специализированных услуг. Возникает непонимание. А для пациентов с больным сердцем ценой непонимания может стать жизнь. “Мы готовы предложить свою помощь, например организовать специальные семинары для экспертов страховых компаний, показать, что включают в себя европейские стандарты, которых придерживается практически весь мир”, – отметила Надежда Алексеева.
На другой аспект проблемы обратил внимание начальник Медсанчасти N 122 Яков Накатис. “Мы начали работать, но изначально не прописали правила, отсюда все беды, – считает он. – Должны быть выработаны и утверждены стандарты лечения, чтобы компании не трактовали их каждая по-своему. На мой взгляд, правила не определены еще и потому, что мы находимся со страховщиками в разном финансово-экономическом поле: ни одна страховая компания не выдаст полис застрахованному, пока тот не оплатит его стоимость. Но почему-то страховщик считает правильным не расплачиваться с клиниками за те услуги, за которые клиент с ними уже расплачивался…” Актуален и такой вопрос: почему деньги по выставленным счетам не проплачиваются в течение положенных 10 дней? По мнению директора Центра медицинского страхования СК “Русский мир” Татьяны Волошиной, “часто случается, что о подробностях договора известно только врачам и главмедам. А ведь медицинское учреждение, подписывая с нами договор, дает согласие на оказание ус луг в том объеме, на какой сделан заказ. Иногда мы готовы что-то оплачивать сверх того, что пациенту положено. Казалось бы, можно договориться… Но желательно, чтобы об оказании пациенту помощи сверх запланированной услуги мы узнавали оперативно во избежание эксцессов. Если этого не происходит, оплата задерживается. Мы платим за то, за что заплатили нам”. Причем Волошина уверена, что это не конфликт, а просто – рабочие моменты, с чем категорически не согласны руководители клиник. По их мнению, если каждый линейный врач будет держать в голове договоры с каждой из страховых компаний и, оказывая помощь, думать об этом, сортируя пациентов на хорошо, средне и плохо проплаченных, процесс лечения, мягко говоря, затруднится…
По словам заместителя директора СПб филиала “Ренессанс-Страхование” Владимира Яковлева, диспетчерский пульт просто “захлебывается” от потока звонков по согласованию рутинных услуг. “Мы отправили всем нашим клиентам (250 учреждениям) просьбу в письменном виде, чтобы они не обращались к нам за утверждением очевидно необходимых услуг, – говорит он. – Тем не менее на это письмо откликнулось только 10% клиник. Тогда наши менеджеры отправились в учреждения и стали рассказывать диспетчерам и начмедам, что надо согласовывать, а что нет. С другой стороны, можно понять клиники: они постоянно этим занимаются, так как боятся – та или иная услуга не будет оплачена страховщиком”.
По мнению исполнительного директора Ассоциации клиник Сергея Ануфриева, в ходе серьезных тендеров страховые компании часто идут на демпинг и продают полисы по заниженным ценам. Как правило, это делают небольшие фирмы. Он считает: если корпоративная страховка стоит меньше 300 долларов на человека в год, это уже нереальная страховка – услуги по такому тарифу оказать невозможно.
Как сделать ДМС доступным?
По мнению страховщиков, ДМС пока рассчитано исключительно на корпоративных клиентов. Его недоступность для физических лиц связана со стоимостью страхового полиса, которая, в свою очередь, зависит от стоимости медицинских услуг. Если страховая компания снижает цены, страхование делается для нее нерентабельным. Получается замкнутый круг, за пределами которого – клиенты, а внутри – только корпоративные страховки, заключение которых может стать более выгодным за счет массовости и наличия молодых относительно здоровых сотрудников – хоть как-то компенсируются высокие цены на медуслуги.
Пока рядовые страховщики обращаются за страховкой ДМС только в ситуации, когда со здоровьем у них совсем плохо и необходимо дорогостоящее лечение, операции. Поэтому страховщики относятся к ним настороженно, цены на полис выставляют огромные, а после определенного возраста не страхуют вообще – слишком накладно. По мнению специалистов, единственный сектор ДМС физических лиц, который быстро развивается, – страхование детей. По оценкам страховщиков, рост ДМС детей составляет более 100% в год и, видимо, будет расти дальше. Негосударственным клиникам уже не хватает педиатров, и процесс набирает обороты.
Итогом диалога специалистов можно считать предложение руководителя Ассоциации клиник Сергея Ануфриева принять документ, в котором будет обозначен минимальный перечень услуг по стандартным ситуациям, которые не надо согласовывать между клиниками и страховыми компаниями. Вроде бы страховщики не против. Уже после беседы в кулуарах активно обсуждался вопрос о создании первой в Петербурге биллинговой компании, которая, как на Западе, взяла бы на себя контроль качества и адекватности медицинских услуг, избавив от постоянных разборок страховщиков и медицинские центры.