Ответы
К.м.н. Ануфриева С.А.
Доцента кафедры семейной медицины СПБГМА им И.И.Мечникова
Руководителя интернет-портала www.anoufriev.ru
на вопросы корр. Газеты «Медицинский вестник», январь 2009.
Участвуют ли частные клиники Санкт-Петербурга в программах ОМС в данный момент (решение суда о о том, что никаких ограничений ФОМС на них в этом вопросе накладывать не вправе, ведь на руках) и если нет , то почему?
В настоящий момент в Санкт-Петербурге в системе ОМС работает 30 организаций негосударственной формы собственности. При этом 23 из них стоматологические клиники, оказывающие льготной категории граждан города одну услугу – зубопротезирование. Остальные 7 клиник оказывают услуги по широкому спектру амбулаторных специальностей. Однако их работа в системе ОМС можно сказать «мифическая», т.к. реально оказываются единичные услуги по ОМС. Причин несколько. Главная из них – отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы по работе частных клиник в системе ОМС. В существующих правовых рамках можно работать только при условии привлечения опытных экспертов и юристов для нормативно-правовой и организационной адаптации своей частной клиники к новому принципу обслуживания пациентов по ОМС. А большинство руководителей этих клиник действовали по принципу «слышали звон, да не знают где он». Увлеченные идеей получить кусочек ОМС пирога, они бросились «вступать» в систему ОМС. Однако из-за своей низкой профессиональной квалификации, эти руководители так и не смогли начать реальную работу в системе ОМС.
Если российское законодательство уравнивает медицинские учреждения всех форм собственности в работе с населением по программам ОМС, то с какой целью принимаются поправки. Зачем они вообще нужны, если уже есть судебные прецеденты.
Существуют некоторые юридические пробелы, связанные с тем, что российское законодательство по ОМС и охране здоровья граждан РФ было создано в 1991-1993 гг. Судебные прецеденты показали, что необходимо срочно модернизировать нормативно-правовую базу отечественного здравоохранения.
Тарифы по программам ОМС гораздо ниже тарифов частных клиник. Соответственно предоставление услуг по программам ОМС (теоретически) убыточно. Как “частные клиники собираются решать этот вопрос и за чей счет компенсировать разницу?
Совершенно официально признается, что тариф ОМС покрывает только 5 статей расходов. Государственные ЛПУ получают бюджетное финансирование и покрывают другие статьи расходов, а частные клиники лишены такой возможности в силу ряда фундаментальных причин кроящихся в принципах распределения бюджетных средств. Единственный источник для покрытия недостающего финансирования – личные средства граждан, которые выступают как со-платежи к тарифу ОМС. Всем уже понятно, что вопрос со-платежей искусственно сдерживается «сверху». Хотя это единственный вариант цивилизованной инфильтрации частной медицины в государственные программы охраны здоровья, при имеющемся дефиците финансирования отрасли.