Добровольное медицинское страхование пока что привилегия корпоративных клиентов.
Пока рынок страхования развивается в основном за счет корпоративных клиентов. В компании РОСНО в 2005 году по ДМС застраховано около 400 тыс. человек. При этом доля индивидуальных клиентов составляет около 5,5%. Такие же показатели и в компании ВСК. “Наши клиенты по программам ДМС в основном юридические лица. Что же касается доли частников, то она составляет 5-6%”, – уточняет руководитель Центра добровольного медицинского страхования Страхового дома ВСК Татьяна Горожанкина. Об этом же говорит начальник отдела медицинского страхования ОАО “ЖАСО” Николай Лукашов: “Сегодня необходимо ввести экономические стимулы для частных клиентов – налоговые вычеты для физических лиц при покупке полиса ДМС”. По его словам, важно стимулировать и приток клиентов-юридических лиц: “Для этого необходимо увеличить норматив отнесения затрат по ДМС на расходы. В настоящее время этот норматив составляет 3% от фонда оплаты труда. Кстати, по имущественным видам страхования такого ограничения не существует”.
В арсенале каждой компании сегодня широкий спектр программ. По данным исследования, проведенного Сообществом менеджеров E-xecutive, самые популярные услуги, предоставляемые в рамках корпоративных программ ДМС, – поликлиническое обслуживание (96,8% голосов), услуги скорой медицинской помощи (85,5%), вызов врача на дом (82,2), стоматология и экстренная госпитализация (75,9%). Востребованы у корпоративных клиентов также программы вакцинации, плановой госпитализации и диспансеризации. У частников, по словам страховщиков, спросом пользуются семейные и детские программы. “Самая популярная комплексная программа ДМС предусматривает амбулаторно-поликлиническую помощь с возможностью вызова врача на дом, стоматологическую помощь, скорую медицинскую помощь и стационарное обслуживание”, – считает руководитель отдела Центра медицинского страхования РОСНО Нина Егоркина. Среди наиболее востребованных у частных клиентов в компании РОСНО – детская программа “Кроха”, которая ориентирована на предоставление большого объема медицинских услуг на дому.
В компании “МАКС” наибольшим спросом пользуются программы, составленные по индивидуальным запросам (таких программ около 90%). “Их конкурентные преимущества очевидны. Они всегда могут быть скорректированы по взаимному согласию сторон. Второе преимущество – это профессиональное, чуткое отношение сотрудников компании к клиентам и персоналу лечебного учреждения”, – говорит заместитель директора Дирекции ДМС страховой компании “МАКС” Владимир Храбан. По мнению Николая Лукашова, перспективно создание страховых продуктов, основанных на накопительной системе: “Это позволит переломить психологическую установку клиента: купил страховой полис – надо срочно потратить эти деньги”.
Ольга АНИНА