24,5% взрослого населения России являются потребителями страховых услуг. Об этом свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, проведенные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Структура потребления страховых услуг следующая: ОСАГО — 64%, страхование квартиры — 21,4%, страхование КАСКО — 16,8%, страхование дачи — 9,4%, страхование детей — 5,4%, ДМС — 4,1% и страхование жизни — 3,8%. (данные ВЦИОМ)
65,6% пользователей страховых услуг намерены перезаключить договор в следующем году. 9,7% не планируют этого делать и 24,7% затруднились с ответом. Таким образом, по словам Д.Авдиенко, страховые компании могут потерять часть своих клиентов. Приобретать новые страховые продукты планируют только 19,1% граждан, которые сейчас имеют хотя бы один страховой полис и почти 75% не намерены этого делать.
ВЦИОМ проводит исследования потребительских настроений на страховом рынке уже в течение двух лет. За это время существенных изменений в структуре и потенциале потребления розничных страховых услуг не происходит. На страховом рынке существовала только одна интрига — ОСАГО. Поскольку этот вид страхования влиял на отношения к страхованию в целом, как страхователей, так и потенциальных клиентов страховщиков. Вместе с тем, по мнению Д.Авдиенко, эффект от введения ОСАГО оказался неоднозначным. Так, по данным опросов, количество пользователей ОСАГО меньше количества автовладельцев. Кроме того, существует достаточно большая группа не лояльных к ОСАГО автолюбителей. По данным последнего опроса, она составляет 38% автолюбителей.
Как считает представитель ВЦИОМ, в следующем году страховое сообщество должно переключиться на другие виды страхования. В ходе последнего исследования выявлялся гипотетический спрос на страховые услуги. Респондентам предлагалось выбрать вид страхования, который они приобрели, если бы у них появилась значительная свободная денежная сумма. Наибольшим спросом — 34,6% — пользовалось страхование квартиры, 19,8% застраховали бы себя от несчастного случая и 17% приобрели бы страховой полис для детей.