Резолюция съезда 2006 года. (с 2006 по 2009 год съезд не проводился, под вопросом его дальнейшее преведение. прим. Ануфриева С.А.)
VI (ХХII) Всероссийский Пироговский съезд врачей созван в соответствии с Постановлением предыдущего V (XXI) Пироговского съезда врачей (Москва, 15-16 апреля 2004 г.) и с учетом итогов Всероссийского Медицинского Обсуждения, проведенного Российской медицинской ассоциацией в 2005 – 2006 гг.
Делегатами съезда были избраны 1015 врачей из всех регионов Российской Федерации. Среди них – практические врачи, ученые, организаторы здравоохранения и другие специалисты. Из числа избранных на съезд прибыло 993 делегата.
Официальные приглашения на съезд были направлены Оргкомитетом высшим должностным лицам Российской Федерации, руководителям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания РФ, Общественной палаты РФ, видным ученым страны, представителям средств массовой информации.
1. VI (ХХII) Всероссийский Пироговский съезд врачей (ВПСВ) рассмотрел ситуацию в Российском здравоохранении за два с половиной года после предыдущего съезда, в связи с итогами административной реформы в стране, перераспределением полномочий и обязательств между федеральным центром, субъектами федерации и муниципальными образованиями, опытом исполнения федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения (ФПДЛО) и начавшейся реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье».
Съезд рассмотрел роль, формы и методы участия врачебного сообщества России в преобразованиях и выводе системы отечественного здравоохранения из кризиса.
2. Проявления кризиса национальной системы здравоохранения.
Проявлениями кризиса являются беспрецедентное для мирного времени уменьшение количества населения, сохраняющиеся уже в течение длительного времени достаточно высокие темпы депопуляции, ухудшение «качества» (здоровья и развития) населения, нарастающей деградацией среды обитания жителей страны, растущей неспособностью здравоохранения и других социальных систем защитить жизнь и здоровье человека, обеспечить медико-санитарные нужды населения хотя бы на дореформенном уровне.
Опасность кризиса – в реальной угрозе уменьшения количества и снижения качества населения, деградации и распада нации, утраты генофонда, критического снижения трудового и оборонного потенциала России. Этот процесс может стать необратимым и при малозаселенных территориях и экстремальных климатических условиях, при труднодоступных ресурсах это равнозначно величайшей угрозе для государственности России.
3. VI (ХХII) Всероссийский Пироговский съезд врачей с сожалением констатирует, что все угрозы иопасности стране, ее народу,названные в выводах предыдущих съездов врачей сохранили свою остроту, а решения – актуальность.
Мы вынуждены признать, что пока обществу, политическому руководству нашей страны и врачебному сообществу России не удается остановить постепенную профессиональную деградацию медицинского персонала. Признаки такой деградации (неформальные денежные отношения с больными и их родственниками и др.) напрямую связаны с сохранением и усугублением социально-экономической дезадаптации, когда профессия перестает кормить и защищать врача, медсестру и их семьи!
Съезд считает, что процессы профессиональной деградации врачей и другого специально подготовленного персонала представляют самую большуюугрозу для национальной системы здравоохранения.
Вместе с тем Съезд не может не отметить, что за прошедшие два с половиной года ситуация в стране стала меняться.
Во-первых, голос Пироговского съезда врачей и Российской медицинской ассоциации звучит уже не в одиночестве.К нему присоединились голоса Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики, других врачебных и медицинских профессиональных объединений, объединений защиты прав пациентов и потребителей. Может стать значимым и весомым голос Общественной палаты и двух ее комиссий, занимающихся вопросами здравоохранения и формирования здорового образа жизни.
Во-вторых, тревога и озабоченность российского врачебного сообщества услышана и разделяется политическим руководством страны.
Съезд приветствует инициативу Президента РФ и Правительства об осуществлении приоритетного национального проекта «Здоровье» в числе других проектов, призванных начать преодоление социально-экономического и интеллектуального кризиса в стране.
Известно, что приоритетный национальный проект «Здоровье» включает следующие приоритеты и соответствующие им мероприятия, запланированные к осуществлению в течение 2006 и 2007 годов:
А). «Развитие первичной медицинской помощи» (Увеличение заработной платы и профессиональную подготовку участковых терапевтов, участковых педиатров и врачей общей практики, укрепление диагностической службы первичной медицинской помощи и материально-технической базы скорой медицинской помощи, поставка до 10 тыс. новых автомашин).
Б). «Развитие профилактического направления медицинской помощи» (Бесплатная иммунизация населения против гепатитов, краснухи, гриппа в рамках национального календаря прививок, профилактика и лечение инфицированных вирусом СПИД и гепатита В и С, обследование новорожденных детей, профилактика социально значимых заболеваний, диспансеризация групп риска).
В). «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью» (Строительство новых Федеральных центров высоких медицинских технологий, подготовка высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала, в том числе стажировка за рубежом, увеличение квот на дорогостоящую (высокотехнологичную) медицинскую помощь).
VI (ХХII) ВПСВ рассматривает приоритетный национальный проект «Здоровье» в качестве первого шага, первого камня в основание преобразований в отечественной медицине, профессиональной медицинской деятельности и всех элементов механизма (всех его подсистем) национальной системы здравоохранения России.
Делегаты съезда отмечают, что Президенту страны, Правительству удалось повернуть практически все уровни властных структур лицом к здравоохранению. Делегаты одобряют даже такой еще не завершенный поворот.
Вместе с тем, делегаты съезда настаивают на необходимости постоянного двустороннего обмена мнениями, суждениями врачебного сообщества с одной стороны и ведущих политических сил и властных структур страны – с другой.
Делегаты съезда считают, что существующая односторонность общения ни врачебное сообщество, ни все общество в целом не устраивает и не может устроить.
Профессиональное медицинское сообщество России в неменьшей степени, чем все их пациенты, чем политическое руководство страны и Правительство, заинтересовано в стабильной и эффективной системе здравоохранения, с которой связано их прошлое, настоящее и будущее.
4. Почему разразился кризис в Российской системе здравоохранения и что делать?
Российская (советская) модель организации системы здравоохранения была первой в мире системой такого рода. Она разрабатывалась, создавалась и организовывалась коллективом ученых, врачей, политиков, организаторов под руководством Н.А. Семашко в качестве единой вертикально выстроенной отрасли социальной сферы, призванной обеспечить нужды народного хозяйства страны, быстро, интенсивно и инновационно (для того времени) развивающейся. Принцип распределения благ в системе здравоохранения ничем не отличался от такового во всех других сферах народного хозяйства страны и выполнял задачу планово-мобилизационного распределения благ и ресурсов для всех граждан. Этим были обеспечены научный характер, относительная простота, надежность, невысокая затратность и большая устойчивость советской модели построения здравоохранения.
Переход Российского государства к формированию рыночной модели экономики создал серьезные противоречия между способами производства и распределения благ в различных сферах и секторах народного хозяйства страны.
Попытки симбиоза рыночной модели экономики и традиционно распределительной модели функционирования социальной сферы, различное квотирование и картирование, не дали результата и еще более усложняют ситуацию не только в здравоохранении, но и в образовании, в науке, культуре и других видах высокоинтеллектуальной профессиональной деятельности. Достаточно убедительным примером несращивания рыночной и мобилизационно-распределительной экономик стало мучительное внедрение в систему здравоохранения двух новых подсистем: обязательного и добровольного медицинского страхования.
Сформировавшиеся при этом проявления монополизма, коррумпированность и сама многоканальность финансирования медицинских учреждений создали стране еще больше проблем и трудностей.
Непроработанность организационно-экономических принципов и механизмов взаимодействия государственных (федеральных и региональных) и муниципальных органов власти с медицинскими учреждениями и организациями различных форм собственности осложняет и тормозит разработку идеологии построения новой модели здравоохранения, ее отработку: формирование соответствующей правовой, образовательной, научной, экономической и финансовой среды для успешного функционирования. Затягивание начала реформ в здравоохранении при быстром и одновременном формировании правовой и финансовой среды для других сфер деятельности в экономике страны еще более осложняет ситуацию.
Проведение административной реформы, вследствие разграничения и перераспределения полномочий и ответственности, привело к утрате здравоохранением признаков административной отрасли.
Разделение ответственности децентрализует не только саму ответственность, но и деятельность в сфере оказания медицинской помощи.
Теперь органы власти и органы управления здравоохранением отвечают за политику в сфере здравоохранения, законодательное обеспечение деятельности медицинских организаций, другими словами, за среду, в которой действуют медицинские организации, но не за конечный результат.
Вопрос об организации и механизмах регулирования профессиональной деятельности врачей, работающих в различных медицинских организациях, пока тоже открыт.
Только сложившиеся традиции, инерция мышления большинства врачей, значительной части руководителей здравоохранения, граждан и СМИ, незнание ими положений законодательства, сохраняют видимость единой отрасли здравоохранения в современной России.
4.1. Что делать?
Если страна намерена следовать избранным пятнадцать лет назад курсом рыночных и демократических преобразований, то нет альтернативы формированию и отработке механизмов управления медицинской деятельностью, и это обусловлено следующим:
– отказом российского общества от жестко централизованной системы управления;
– разделением полномочий между уровнями власти;
– реализацией принципа федерализма;
– внесением в экономические отношения рыночных принципов и использованием соответствующих механизмов.
Основой реформ национальной системы здравоохранения в России должны стать преобразования механизмов финансирования, организации медицинской помощи и медицинской деятельности.
VI (ХХII) ВПСВ считает, что исторически у российского здравоохранения уже нет других вариантов развития кроме формирования новой социально ориентированной модели построения и функционирования отечественного здравоохранения. Для другого сценария в стране не осталось ни политических ресурсов, ни экономических возможностей.
Делегаты съезда не могут обойти вниманием того обстоятельства, что очень спорное (с позиций системности национального здравоохранения и профессиональной медицинской деятельности) положение части 2 Статьи 41 Конституции Российской Федерации о разделении единой общенациональной системы здравоохранения на государственную, муниципальную и частную, к настоящему времени еще более усугублено.
Перераспределение полномочий между органами государственной (федеральной, субъектов федерации) и муниципальной власти в соответствии с завершенной в стране административной реформой потребует нового перераспределения финансовых ресурсов и финансовых обязательств субъектов власти. Как показывает новейший опыт – это сложно, затратно и длительно.
VI (ХХII) ВПСВкрайне обеспокоен неопределенностью правового статуса пациента и врача (а равно фельдшера и медсестры), сохраняющегося в течение всего периода общественно-экономических преобразований в стране.
Претензии по этому поводу Пироговский съезд врачей адресует в равной мере как Государственной Думе Федерального Собрания РФ, так и Министерству здравоохранения и социального развития РФ.
По мнению делегатов юридическое определение и защита прав и интересов медицинского персонала и пациентов должны стать основой модернизации национальной системы здравоохранения России наряду с преобразованием механизмов финансирования организации медицинской помощи и медицинской деятельности.
VI (ХХII) ВПСВ считает, что обновление и развитие национальной системы здравоохранения (единой и государственной) возможно только путем изменения механизмов финансирования здравоохранения, создания реальной конкурентной среды для деятельности медицинского персонала, медицинских хозяйствующих субъектов (организаций и учреждений) и реального обеспечения прав пациента на выбор лечащего врача, медицинской и страховой организации.
По общему мнению делегатов съезда, преобразования в механизмах финансирования здравоохранения, с учетом всех других обязательных требований, возможны и осуществимы только через формирование одноканальности финансирования медицинской деятельности персонала и медицинских организаций путем реформирования системы обязательного и добровольного медицинского страхования, что требует новой законодательной базы, создания законодательно оформленных реальных стимулов, в т.ч. финансовых, для граждан страны по сохранению своего здоровья и профилактике заболеваний.
Преобразование систем медицинского страхования работающего и неработающего населения необходимо осуществить с использованием принципа персонифицированного медицинского страхования (целевые страховые лицевые счета, формирование реестра застрахованных, накопительное страхование).
Каждый застрахованный должен иметь не декларированную, а реальную возможность выбора врача и медицинской организации. Именно через конкретного врача в выбранной пациентом (и его семьей) медицинской организации страховые фонды и страховые медицинские компании должны перечислять финансовые ресурсы по представленным счетам и на основе полного тарифа.
Опыт реализации Программы ДЛО создал предпосылки для включения лекарственного обеспечения в Программу персонифицированного медицинского страхования. Съезд предлагает Правительству России проработать вопрос и о трансформации системы «родовых сертификатов» в качестве элемента персонифицированного медицинского страхования.
Очень важной составляющей системы преобразований финансирования здравоохранения и медицинского страхования в нашей стране Всероссийский Пироговский съезд врачей считает наделение пациента правом и возможностью консолидировать на своем целевом счету средства и обязательного, и добровольного медицинского страхования, целевые платежи благотворительных фондов, благотворительные социальные платежи работодателей. Пациент и его семья, их ближайшие родственники должны иметь реальную и законную возможность объединения совокупных медицинских страховых финансовых ресурсов в интересах одного из членов семьи.
Делегаты съезда рассматривают предлагаемую новацию в качестве наиболее вероятной, если не единственной, возможности реально обеспечить пациенту доступность и бесплатность медицинской помощи, в том числе и высокотехнологичной, создать условия для соревновательности профессиональной деятельности как медицинского персонала, так и медицинских учреждений.
По мнению делегатов съезда предлагаемое изменение форм и механизмов финансирования и организации медицинской помощи гражданам России может и должно разрушить существующую и переходящую из прошлого декларативность бесплатной медицинской помощи для пациента. Оно позволит сформировать механизмы, адекватные новым экономическим, правовым и политическим условиям, создать механизмы мотивации граждан, домохозяйств и работодателей к оздоровлению, профилактике и здоровому образу жизни. Безусловно это потребует иных организационно-правовых форм медицинских организаций.
VI (ХХII) ВПСВ считает, что предлагаемая новация должна позволить совершить поворот от системы здравоохранения населения к системе здравоохранения и охраны здоровья граждан России.
Съезд врачей также полагает, что в условиях сельских и отдаленных территорий необходимы очень жесткие требования к качеству самих медицинских учреждений (амбулаторий, поликлиник, больниц), очень жесткие требования как профессиональные, так и правовые к построению системы договорных отношений (контрактинг) между властными структурами разных уровней и собственно самими медицинскими организациями и их персоналом. Неисполнение договорных обязательств должно жестко контролироваться и решительно пресекаться не только властью, но и профессиональными врачебными организациями.
Повышение требований к качеству отобранного персонала должно быть адекватным качеству предлагаемых условий работы.
Бесплатность и доступность медицинской помощи должны обеспечиваться согласованными и скоординированными действиями всего общества, всего государства, всех его ведомств, а не только Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Доступность и бесплатность не должны обеспечиваться процессом деградации медицинского персонала России. Цена такой бесплатности слишком велика для нашего народа, для нашей страны!
4.2. Неразрывность профессиональной и образовательной медицинской деятельности. Сохранение и развитие медицинского образования.
Делегаты съезда считают необходимым отметить самоотверженную работу многих организаторов медицинского образования в стране, профессорско-преподавательского корпуса по сохранению отечественных образовательных традиций.
Съезд разделяет мнение ректоров медицинских ВУЗов о крайне отрицательном воздействии на всю образовательную систему произошедшего сдвига за черту бедности социально-экономического положения не только студентов, аспирантов и ординаторов, но и медицинской элиты – профессоров и преподавателей медицинских ВУЗов.
Многие негативные процессы во врачебной среде: поборы, взяточничество, непрофессионализм – обусловлены социальной и профессиональной дезадаптацией не только части врачей, но и части профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. По мнению делегатов съезда это связано не только с переносимыми страной и ее народом кризисными явлениями экономики переходного периода, но также и непониманием, отстраненностью преподавательских коллективов от формирования курса и содержания преобразований в системах здравоохранения и медицинского образования.
В системе образования продолжает сохраняться воззрение на образовательную деятельность как на чисто педагогический процесс передачи знаний от преподавателя к студенту. Чисто декларативно воспринимается роль и место студента, ординатора, аспиранта в сохранении, поддержании и развитии общенационального медицинского интеллектуального потенциала.
VI (ХХII) ВПСВ считает, что многие предполагаемые и начинаемые реформы профессионального образования и, в том числе высшего медицинского, представляют собой попытку переложить финансирование образовательного процесса на самого студента и его семью – контрпродуктивны. Обеспечение адекватных ресурсов в системе медицинского образования, выделение на целевой и постоянной основе достаточных средств для модернизации материально-технической базы образовательного процесса является, прежде всего, задачей государства.
Новации финансовых институтов (банки, инвестиционные компании и др.) по финансированию образования имеют скорее целью предложить новый коммерческий продукт, чем включение частных инвесторов в образовательную деятельность, последующее трудоустройство и содействие успешности профессиональной деятельности молодого врача.
По мнению делегатов съезда, национальному здравоохранению нужны серьезные преобразования в содержании и структуре регулирования и допуска к профессиональной врачебной деятельности: сертификация, лицензирование и аккредитация. Данные виды деятельности целесообразно передать в ведение территориальных профессиональных врачебных ассоциаций. Каждый российский врач, занятый оказанием лечебно-профилактической помощи обязан иметь не только лицензию, но и государственнуюстраховую систему защиты от рисков профессиональной деятельности.
Вокруг взаимоотношений врача и пациента в системах здравоохранения образуются большие, инновационно-ориентированные, высокотехнологичные и высокодоходные формы бизнеса. Из общего объема годового потребления отечественным здравоохранением лекарств, расходуемых материалов и медицинской техники, около 300 млрд. рублей – это продукция зарубежных производителей. Поэтому, делегаты съезда считают стратегически значимой задачей оказание содействия отечественным производителям лекарств и медицинской техники, создание для них льгот и преференций.
Эти меры позволят более эффективно использовать ресурсы, выделяемые государством, всем обществом, на нужды здравоохранения.
4.3. Государственно-общественное управление профессиональной медицинской деятельностью.
Делегаты Пироговского съезда – врачи, ученые, студенты медицинских вузов, хорошо понимают свою особо ответственную и системообразующую роль в системе здравоохранения, в ее профессиональном и общегосударственном масштабах. Делегаты надеются, что Правительство и Общество проявят понимание этой роли.
Проблемы реформирования здравоохранения и повышения эффективности медицинской деятельности могут быть успешно решены только совместными усилиями государства и врачебного сообщества, в рамках государственно-общественного управления медицинской деятельностью, на основе совместно выработанной и реализуемой стратегии развития здравоохранения. Без адекватного восприятия врачебным сообществом, понимания и поддержки им предлагаемых преобразований в отрасли, столь необходимые инновации обречены на неудачу.
Принцип государственно-общественного управления здравоохранением был выдвинут, обсужден и одобрен на IV и V Всероссийских Пироговских съездах врачей, рассмотрен и одобрен совместным решением Коллегии Министерства здравоохранения РФ и Президиума Правления РМА, выездных Пленумах РМА во всех федеральных округах и большинстве регионов РФ. Он нашел всемерную поддержку во врачебном сообществе, однако практически ничего в этом отношении не изменилось, хотя федерализация, регионализация и муниципализация здравоохранения требуют принципиально иного подхода к обеспечению общественного воздействия на процессы в этой сфере.
Медицинская деятельность не может обходиться без самоуправления в профессии. Именно профессиональные корпоративные объединения должны говорить от имени и по поручению врачебного сообщества, отвечать за то, чтобы во врачебном сообществе находились только те специалисты, которые соответствуют установленным профессиональным сообществом и государством требованиям.
Государственно-общественное управление здравоохранением – практическое претворение идей, заложенных в Медико-социальную Хартию врачей России, – по существу это соединение прошлого отечественного и международного опыта системного развития здравоохранения (медицинской науки и практики) и современного демократического гражданского общества.
Было бы наивным считать, что государственно-общественное управление медицинской деятельностью может быть введено одномоментно. Требуется определенный переходный период, а главное, законодательное обеспечение такого типа управления.
VI (ХХII) Всероссийский Пироговский съезд врачей ПОСТАНОВЛЯЕТ :
1. Рассматривать реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» в качестве первого этапа, начала реформ здравоохранения в стране и поручить Исполкому Всероссийского Пироговского съезда врачей донести мнение делегатов и решения съезда до сведения всех врачей и другого медицинского персонала России.
2. Считать профессиональным долгом всех врачей России принимать самое активное участие в реализации мероприятий Проекта «Здоровье», в формировании индивидуальных и коллективных предложений по реформированию системы здравоохранения в стране.
3. Считать стратегически важным и значимым для страны и самой системы здравоохранения безотлагательно приступить к завершению формирования правового поля для эффективной работы национальной системы здравоохранения с учетом требований произошедших в стране социально-экономических трансформаций и в этой связи, от имени всего врачебного сообщества, настоятельно предложить Государственной Думе Федерального Собрания РФ подготовить и вынести на обсуждение проекты законов:
– «О профессиональной врачебной деятельности в Российской Федерации» (включая правовые механизмы страхования рисков);
– «О системе государственного медицинского страхования, финансирования здравоохранения и медицинской деятельности в Российской Федерации»;
– «О внесении дополнений и исправлений в пункт 2 Статьи 41 Конституции РФ», в части разделения системы здравоохранения на государственную, муниципальную и частную;
– «О правах и ответственности пациентов в Российской Федерации»,
– «О медицинской и фармацевтической рекламе в Российской Федерации».
4. Предложить Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о принципиальном изменении подходов к уровню и механизмамоплаты труда работников здравоохранения и медицинского образованияс учетом профессиональной специализации и интенсивности работы с целью его существенного увеличения, исходя из социальной значимости и ответственности, объема и сложности их труда, в соответствии с требованиями Трудового Кодекса РФ, а также направление на здравоохранение не менее 5% средств от ВВП с увеличением их поэтапно к 2008 году до 6-9%.
5. Обратить внимание органов Государственного управления Российской Федерации и Государственной Думы ФС РФ на то, что все возможные инновации которые будут предлагаться для модернизации здравоохранения, должны обязательно содержать разработанные модели оплаты труда, которые могут быть рекомендованы органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для использования при принятии решений в сфере оплаты труда медицинских работников.
6. В связи с проводимым перераспределением полномочий и обязательств субъектов государственной и муниципальной власти считать целесообразным делегирование полномочий по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности в органы Исполнительной власти субъектов Российской Федерации только при условии соблюдения надлежащих требований, во избежание возможности резкого снижения качества медицинской помощи и качества лекарственного обеспечения граждан.
7.Считать целесообразным реорганизовать Центр независимой медицинской экспертизы Российской медицинской ассоциации с целью создания в нем дополнительных структур для осуществления медико-экспертных работ и медико-правовых консультаций, мониторирования дефектов оказания медицинской помощи и формирования соответствующей национальной Базы данных.
8. Рекомендовать Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации образовать постоянно действующий Общественный Совет с целью разработки, обсуждения и изменения нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения, медицинского образования, фармацевтики и рынка лекарственных средств в Российской Федерации с привлечением к работе в этом Совете профессиональных общественных медицинских и фармацевтических организаций, представителей регионов и других заинтересованных сторон.
9.Министерству здравоохранения и социального развития РФ и Российской медицинской ассоциации усилить информационное обеспечение и разъяснение приоритетного национального проекта «Здоровье», в т.ч. используя, в частности, печатные органы и другие возможности профессиональныхмедицинских ассоциаций.
10. Признать работу Исполнительного комитета Всероссийского Пироговского съезда врачей по подготовке и проведению настоящего форума врачей страны удовлетворительной и поручить ему осуществление контроля за выполнением настоящей Резолюции.
11. Считать необходимым довести решения VI (ХХII) Всероссийского Пироговского съезда врачей до Президента и Правительства Российской Федерации, обеих Палат Федерального Собрания Российской Федерации и всех других заинтересованных организаций и ведомств.
Принято голосованием делегатов VI (ХХII) Всероссийского Пироговского съезда врачей.
Председатель Президиума съезда А.Г. Саркисян
Секретарь съезда Е.Б. Злодеева
г. Москва, 29 сентября 2006 года