5 мая 2009 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) после обращения частных клиник возбудила дело по признакам нарушения части 3 статьи 11 закона «О защите конкуренции» (запрет на координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов) в отношении Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада.
Напомним, что в марте с.г. Союз страховщиков обратился с просьбой к ведущим клиникам города не повышать цены на медицинские услуги для страховых компаний, в условиях падения рынка ДМС. Представители частной медицины ответили на этот призыв жалобой на действия Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада в ФАС России. «Ассоциация клиник Санкт-Петербурга» давно сотрудничает с ФАС и ее представители входят в специально созданный экспертный совет по здравоохранению. Признаки нарушения антимонопольного законодательства «СС СПб и СЗ» усматриваются в координации деятельности хозяйствующих субъектов — медицинских учреждений г.Санкт-Петербурга. Координация деятельности медицинских учреждений со стороны «СС СПб и СЗ» может привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
«Союз страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада пытался воздействовать на медицинские учреждения, работающие на рынке дополнительного медицинского страхования Санкт-Петербурга, призывая их зафиксировать цены на медицинские услуги под угрозой «…перенаправления потоков застрахованных в другие медицинские учреждения…», – пояснил начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Александр Кинёв.
Комментарии по данному вопросу исполнительного директора НП «Единая медицина» Сергея Ануфриева: «Сам факт подачи частными клиниками жалобы в ФАС свидетельствует о слабой профессиональной квалификации менеджеров этих частных клиник, не понимающих основ рыночного здравоохранения. Они рубят сук, на котором сидят. Ради чего? Складывается впечатление, что только ради PR–эффекта. Как еще можно объяснить утверждения директоров клиник о том, что их возмутила угроза страховщиков перенаправить потоки пациентов в другие клиники в случае повышения цен. В то время как в законе «О медицинском страховании», в статье 15 указано, что страховая медицинская организация имеет право: “свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования, а также принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги. Закон четко указывает на то, что тарифы на медицинские и иные услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению между страховой медицинской организацией и предприятием, организацией, учреждением или лицом, предоставляющим эти услуги”.
Страховые компании – оптовые покупатели медицинских услуг и их «доля» в разных клиниках 10-40% всех пациентов. Сейчас на фоне финансового кризиса происходит падение сборов по ДМС (по некоторым оценкам на 30-45%). Девальвация рубля, рост заболеваемости, – все внесло свою лепту в рост выплат за оказанные медицинские услуги. Так по официальным данным, число получателей больничных в РФ в январе-марте 2009 года удвоилось по сравнению с прошлым годом. При уменьшении числа работающих средняя продолжительность нахождения на больничном увеличилась с 12 дней в январе-марте 2008 года до 23 дней в среднем в первом квартале 2009 года, то есть почти вдвое.
Уже сейчас очевидно, что уменьшение количества застрахованных по ДМС и снижение цены полиса приведет к тому, что все меньше пациентов будут направляться в частные клиники по полису ДМС, а все больше в платные отделения государственных учреждений.
Вместо эффективного партнерства со страховыми компаниями, которое принесло бы частным клиникам доход, руководители клиник предпочли конфликт, который приведет к снижению поступления финансовых средств в их предприятия. По данным проведенного автором исследования, пациент с полисом ДМС оставляет в клинике в среднем на 20% больше денег, чем пациент, проходящий лечение за наличный расчет. Эти данные – лучшее доказательство финансовой выгоды работы со страховщиками. Кроме того, в условиях неизбежного роста цен, полис ДМС позволяет сделать доступными дорогие услуги частных клиник.
Уже существуют апробированные эффективные механизмы взаимовыгодного сотрудничества страховых компаний и частных клиник, а также снижения издержек в медицинской клинике. Надо только захотеть и уметь их внедрять, а не думать, что можно пережить кризис в одиночку. Я думаю сейчас владельцы и инвесторы многих частных клиник теперь будут более тщательно подбирать руководителей для своего бизнеса иначе будет один PR, а не доходы.
в продолжение темы:
Статья «Клиники жалуются в ФАС на страховщиков, попросивших их не повышать цены на услуги»
Елена Зборовская, Ведомости (Санкт-Петербург), 07.05.09
ФАС возбудила дело по признакам нарушения ч. 3 ст. 11 закона «О защите конкуренции» (запрет на координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов) в отношении Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада. В марте союз разослал нескольким десяткам медицинских учреждений, работающих на рынке ДМС, письма с просьбой до конца года зафиксировать цены на услуги, в противном случае он грозил перенаправить застрахованных в другие клиники. Дело возбуждено по заявкам двух клиник, заявления продолжают поступать, сказал начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Александр Кинёв. Письмо подписали 32 страховщика.
Медиков возмутила, по словам гендиректора «Корис ассистанс» Льва Авербаха, угроза перенаправить пациентов. По его оценке, в среднем 30-40% клиентов приходят в клиники по полисам ДМС. В последние три года цены на медуслуги росли на 10-30% в год, но в последнем квартале 2008 г. повышения не было, говорит Авербах. Цены на основные услуги — на уровне декабря 2008 г., лабораторные исследования подорожали в пределах 10%, подтверждает гендиректор ЕМС Татьяна Романюк. А расходные материалы в декабре подорожали на 30-40%, добавляет гендиректор «Американской медицинской клиники» Ефим Данилевич. В начале апреля Ассоциация частных клиник пообещала союзу не повышать цены до сентября, рассказала председатель ассоциации Надежда Алексеева.
При растущих ценах на медицинские услуги выплаты увеличиваются на 20-30%, что ложится на плечи клиентов, говорит гендиректор группы АСК Лев Панеях. Такие дорогие полисы невозможно продать, сетует он. Компания берет премию с клиента один раз и не меняет ее, а клиники повышают цены несколько раз в год, объясняет президент Союза страховщиков Евгений Дубенский. По его словам, с 2006 г. рынок ДМС рос ежегодно на 20-30%, а в I квартале объем сборов сократился на 18-20% по сравнению с тем же периодом 2008 г.