С 1 января этого года вступил в силу федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Этим законом могут пользоваться не только журналисты, чье право на получение информации гарантировано законом «О средствах массовой информации», но и физические и юридические лица. Судебные прецеденты свидетельствовали о том, что до 2010 г. чиновники не признавали право граждан на доступ к той информации, которая непосредственно не затрагивает их права и свободы. Между тем в эту категорию могут входить сведения о расходовании бюджетных средств, статистические отчеты, доклады об итогах деятельности ведомства и огромный массив иных социально значимых и интересующих общественность данных.
Принятый закон призван кардинально изменить отношение к этой проблеме: граждане нашей страны получили принципиально новое право — право на доступ к информации, которую создают органы власти и которую ведомства получают из внешних источников. Помимо традиционного пути получения информации — по запросу — у граждан появилось право получать информацию в сети интернет, в которой согласно новому закону все органы власти обязаны иметь свои официальные сайты и наполнять их информацией о своей деятельности. Закон дает право на получение всей информации, которой владеет любой чиновник, за исключением той, которая относится к категории тайны, в частности государственной. После вступления в силу нового закона все нормативные правовые и иные акты, издаваемые органами власти, должны стать доступными в сети интернет.
Кроме того, закон дает гражданам принципиально новое право — возможность присутствовать на заседаниях коллегиальных органов власти.
14 мая 2010 г. Государственная дума приняла в окончательном, третьем чтении законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Этим законопроектом предусматриваются новые составы административных правонарушений в сфере соблюдения права граждан на доступ к информации. После того как поправки вступят в силу, административную ответственность будут нести не только те чиновники, которые отказали гражданину или организации в предоставлении информации, несвоевременно ее предоставили или дали заведомо недостоверные данные, но и те должностные лица, которые незаконно взимали плату за предоставление информации, а также если они не разместили сведения о своей деятельности на официальном сайте органа власти или разместили их в неудобных для восприятия форматах.
Для всех заинтересованных в развитии цивилизованного здравоохранения можно порекомендовать регулярно читать сайт www.minzdravsoc.ru на котором уже сейчас можно увидеть всю “интеллектуальную” и “профессиональную” деятельность этого ведомства. (см. в качестве примера ситуацию с проектом приказа Минздравсоцразвития Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология, который ставит под угрозу все частную косметологическую деятельность).
Подробнее см. статью “Свобода информации: Право знать”, Ивана Павлова, опубликованную в газете “Ведомости” 09.06.2010, 104 (2622)