Наталья Стадченко, директор ФФ ОМС
31 декабря 2013 04:00
В 2014 году в законодательстве по ОМС планируются определенные изменения. Председатель Федерального Фонда обязательного медицинского страхования Наталья Стадченко рассказала о тенденциях, связанных с последними изменениями в законодательстве.
Нынешняя модель обязательного медицинского страхования — это, в первую очередь, социальное страхование. Мы не против изменений в законодательстве, однако, эти шаги должны быть взвешенные и понятные.
Было бы хорошо, если бы мы в своей работе не преследовали интересы государственного или частного здравоохранения, а видели конкретного пациента, получающего медицинскую помощь. И вся наша работа была направлена только на то, чтобы пациент мог получить качественную медицинскую помощь именно в тот срок, когда она необходима.
В 2010 году в системе обязательного медицинского страхования участвовало всего 600 частников, из них 80 или 90% — железнодорожники, которые все же не совсем частники. Поэтому ни статистики, ни опыта работы с частными структурами, в системе Фонда обязательного медицинского страхования, безусловно, не было. Мы в первую очередь, озабочены качеством и доступностью медицинской помощи.
Мы не против отмены структуры тарифа в дальнейшем, и придем к этому не только в негосударственных учреждениях здравоохранения. На сегодняшний день у нас уже есть достаточно много автономных организаций, которые также имеют право на отмену структуры тарифа, но для того чтобы к этому прийти, нужно наработать определенную статистику, понять, как работают на рынке обязательного медицинского страхования частные компании.
К сожалению, бывает, что ложка дегтя портит бочку меда. В системе частных клиник, работающих в системе ОМС, есть разные примеры — как положительные, так и отрицательные, хотя положительных больше, и это радует.
Инвестиционная составляющая
Что касается инвестиционной составляющей, — она, безусловно, нужна и к этому нужно идти. В 2014 году наша совместная работа с Министерством здравоохранения РФ, будет направлена на развитие этого направления. В настоящее время в Министерстве здравоохранения появился заместитель министра Сергей Краевой, который курирует развитие государственно-частного партнерства. Наверное, это правильно. Человек должен иметь право на выбор медицинской организации любой формы собственности, работающей в системе обязательного медицинского страхования. И мы это только приветствуем.
Кроме того, сейчас мы совместно с Министерством здравоохранения РФ работаем над тем, чтобы при доведении финансирования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования до субъекта, был некий алгоритм по распределению планового задания, в первую очередь, в виде объемов медицинской помощи до всех участников системы обязательного медицинского страхования по понятному алгоритму.
Что касается включения в систему ОМС учреждений, оказывающих медицинские услуги не по полному циклу, а частично (лабораторные или ультразвуковые исследования), должна сказать, что у нас есть первичная медицинская помощь и специализированная медицинская помощь, и из этого мы и должны исходить. Необходимо за всеми этими обсуждениями и высказываниями видеть конкретных людей.
Человек не приходит сделать анализ ради того, чтобы сделать анализ или УЗИ. Человек приходит к терапевту, педиатру или к узкому специалисту, когда у него есть определенная проблема. И для того чтобы разобраться в этом и поставить правильный диагноз, чтобы в последствии назначить адекватное лечение, необходимы и клинические, и инструментальные исследования. У нас нет лабораторной или УЗИ-клиники для извлечения прибыли. Это другая, частная история вопроса, которая к нашей теме не имеет никакого отношения. Мы за то, чтобы развивались офисы врачей общей практики, чтобы в систему ОМС вошли и стационарные клиники.
В настоящее время не все поликлиники и не все первичное звено имеет необходимое диагностическое оборудование и инструментальный набор. Наверное, не нужно в каждой поликлинике это развивать. Имея полный тариф, но не имея при себе лабораторию или серьезные инструментальные исследования, поликлиника, в свою очередь, может заказать эту услугу в любом учреждении, и частной формы собственности тоже.
Изменения законодательства
Последние изменения Правила обязательного медицинского страхования претерпели 29 ноября 2013 года (Приказ № 158н зарегистрирован в Минюсте). Теперь тарифы утверждаются на 3 года с учетом индексации в связи с инфляцией. Значительные изменения внесены в раздел «Методика расчета тарифов».
С 1 января 2013 года предусмотрено одноканальное финансирование в системе обязательного медицинского страхования, за исключением инвестиционной составляющей.
Для того чтобы не было разночтений в определении тарифов для лечебных учреждений любой формы собственности, мы детализировали этот раздел.
В модели, которая существовала ранее в системе обязательного медицинского страхования, тарифы утверждены, существуют и понятны только тем, кто участвует в системе обязательного медицинского страхования. Они вывешены на всех сайтах территориальных фондов обязательного медицинского страхования, но в закрытом доступе. Ключ для вхождения в эту систему имеют только те, кто работает в этом году в системе ОМС.
В Закон «Об обязательном медицинском страховании», который вступил в силу с 1 декабря 2013 года, внесен ряд изменений. Теперь
после утверждения тарифной комиссией тарифы в течение 10 дней должны быть размещены в свободном Интернет-доступе.
29 ноября прошло серьезное расширенное совещание — Совет директоров территориальных фондов, где мы обсуждали все изменения в законодательстве. С 1 января 2014 года мы начинаем проверку территориальных фондов ОМС на исполнение данного законодательства.
Новые тарифы
Сейчас в субъектах Российской Федерации идет работа тарифных комиссий: где-то она уже завершена и утверждены новые тарифы на следующий год, где-то она продолжается. Изменения по отношению к тарифам 2013 года, безусловно, будет, но в сторону увеличения.
Я приветствую участие ассоциаций частных клиник в тарифных комиссиях. Я думаю, что все необходимые изменения законодательства в части саморегулируемых организаций можно сделать. Тарифные комиссии не делают ничего сложного и ничего секретного, и если они будут открыты и понятны для всех, тогда снимется очень много вопросов, и как следствие, домыслов, которые потом возникают и при утверждении тарифов, и в распределении объемов оказываемой медицинской помощи между медицинскими организациями.
Хотелось бы сделать акцент на том, что утверждение тарифов и тарифообразующая система — это не прерогатива территориального фонда обязательного медицинского страхования, это совместная работа с организаторами здравоохранения субъекта и невозможна в отрыве от них. Несмотря на то, что за конкретными расчетами стоят конкретные люди, тем не менее, это — коллегиальная работа, которой занимаются субъекты Российской Федерации. Мы в свою очередь стремимся к тому, чтобы эта работа была понятна и прозрачна для всех участников системы обязательного медицинского страхования.
Хочу сказать, что все законы, по которым мы работаем как в системе обязательного медицинского страхования, так и вообще в здравоохранении, это — не догма.
При реализации данного законодательства, все необходимые меры для улучшения системы, безусловно, принимаются. Мы абсолютно открыты для открытого диалога, направленного на улучшения в системе обязательного медицинского страхования.
Светлана Белостоцкая