К 2017 году российский рынок mHealth достигнет 800 млн долл. и будет представлять около 3% мирового рынка, занимая на нем шестое место по объему выручки от реализации технологий мобильной медицины, прогнозирует компания Brookings. Согласно последнему прогнозу IDC, мобильная медицина, телемедицина и социальные медиа будут использоваться совместно и эволюционируют в новую модель предоставления услуг здравоохранения. Но готовы ли врачи к кардинальному повороту в своей клинической практике, который несут им коммуникационные технологии? Об уровне готовности медицинского сообщества к мобильному здравоохранению интереснее всего было услышать непосредственно от врача.
«Пациенты давно и настойчиво требуют консультации на сайтах, – утверждает Игорь Шадеркин, заведующий отделом развития региональной урологии НИИ урологии им. Н. А. Лопаткина. – Но все, что они могут найти в Интернете, – это ресурсы с рекламой и скрытыми платежами, нацеленные на то, чтобы привести пациента в клинику». По его словам, в России врачи крайне редко используют возможности мобильных технологий в своей практике, к примеру, из 7 тыс. урологов таких всего лишь около 100.
На площадке NetHealth, предназначенной для взаимодействия урологов с пациентами, зарегистрировано свыше 19 тыс. пациентов и всего 175 врачей. Тем не менее число консультаций и консилиумов c каждым годом неуклонно растет. За 2014 год на этой площадке проведено 2,9 тыс. консультаций (в основном бесплатных для пациентов) и 623 консилиума, в результате которых 234 пациента госпитализировано. К NetHealth подключаются гаджеты для мобильного мониторинга, помогающие предотвращать экстренные госпитализации. Ресурс не только экономит время врача, но и позволяет более тщательно отбирать пациентов, которые действительно нуждаются в высокотехнологичной помощи. Очень важно, что около 40% больных после дистанционных консультаций уже не нуждаются в очном визите к врачу, подчеркнул Шадеркин. Интересно, что этот показатель совпадает с результатом исследования телемониторинга больных с хроническими сердечными заболеваниями, проведенного в госпитале Scheper в Нидерландах. Двухлетнее исследование показало, что телемониторинг уменьшает количество амбулаторных посещений на 39%, общее количество госпитализаций – на 64%, а продолжительность госпитализаций сокращается на 87%.
Почему же врачи не спешат пользоваться mHealth? По мнению Шадеркина, основные причины – низкая мотивация (отсутствие оплаты удаленных консультаций), недостаток знаний и времени, стереотипы поведения, а также отсутствие достаточной законодательной базы. В отличие от США, например, в России врач не является субъектом права и не может консультировать от своего имени, что существенно тормозит развитие мобильного здравоохранения. Чтобы сформировать этот рынок, нужно объединить усилия государственных и общественных организаций, страховых компаний, поставщиков оборудования, ПО и услуг связи, а врач должен стать двигателем mHealth, уверен Шадеркин.
К сожалению, его мнение разделяют не многие медики. «Я врач и не хочу, чтобы из меня сделали сотрудника контакт-центра», – заявил Евгений Никонов, начальник управления делами координации деятельности департамента здравоохранения Москвы. Эту точку зрения медиков поддерживают и управленцы. По словам Владимира Макарова, заместителя руководителя Департамента информационных технологий Москвы, сегодня стоит задача сконцентрироваться на «довольном враче». «Комфорт для пациента не должен достигаться за счет врача», – подчеркнул он.