Многие специалисты, занимающиеся вопросами «медицинского права, отмечают стремительный рост претензий к качеству медицинской помощи, в том числе и количества обращений в суд по гражданским спорам. Этому есть простое объяснение – растет чувство собственного достоинства и правовая грамотность наших сограждан.
Но это только одна составляющая процесса. Другая составляющая – это, все-таки, уровень медицинских услуг, предоставляемых населению как в рамках обязательного, так и добровольного медицинского страхования.
Из сообщений средств массовой информации, да и из личного опыта (кто из нас не посещал районную поликлинику или не навещал знакомого, попавшего в городскую больницу?) мы знаем, в каком бедственном положении находится наша государственная и муниципальная медицина. Именно на это обстоятельство часто ссылаются представители лечебных учреждений «защищаясь» в судах от исковых требований граждан.
С одной стороны, как врачам и юристам нам, лучше других, понятны проблемы современного здравоохранения. По роду своей деятельности приходится бывать и в судах, и в различных лечебных учреждениях города. При этом часто посещает одна крамольная мысль: «Если по иску гражданина к лечебному учреждению провести выездное заседание суда в апартаментах администрации этого учреждения, то и аргумент о его бедности рассыпался бы в прах, и сумма компенсации причиненного гражданину вреда выросла бы пропорционально стоимости окружающей обстановки».
По многолетним данным Исследовательского центра «Независимая медико-юридическая экспертиза» более трети претензий граждан к лечебным учреждениям возникает не из-за нехватки медикаментов или оснащения, а вследствие грубого, бестактного, неуважительного, а порой, и негуманного отношения персонала к человеку, обратившемуся за медицинской помощью.
Кстати, по тем же данным почти в половине случаев обращений граждан в Центр за первичной консультацией по поводу претензий к учреждениям здравоохранения его специалисты находят эти претензии необоснованными. Поэтому, прежде чем обращаться в суд, используйте все другие возможности для выяснения обоснованности своих претензий.
Законодательством определены следующие виды ответственности медицинских работников и лечебно-профилактических учреждений: дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную.
Дисциплинарная ответственность возникает в связи с совершением дисциплинарного проступка, представляющего собой нарушение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей. За этот проступок на виновное лицо налагается дисциплинарное взыскание органом или должностным лицом, являющимся носителем дисциплинарной власти.
Административной ответственности подлежат те правонарушения, за которые она предусмотрена соответствующим законодательством (Кодекс об административных правонарушениях).
Дисциплинарная и административная ответственность наступает во внесудебном порядке. Этим видам ответственности подлежат конкретные исполнители – медицинские работники, на которых налагается взыскание соответствующими должностными лицами или комиссиями. Привлечение какого-либо лица к дисциплинарной или административной ответственности не освобождает его от других видов ответственности.
Гражданской ответственности в сфере «медицинского» права подлежат юридические лица – медицинские учреждения, если установлена вина их работников. Именно для этого вида ответственности характерно возмещение убытков, вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда. Эти последствия имущественного характера наступают по правилам, которые предусмотрены Гражданским Кодексом.
В соответствии с Уголовным Кодексом основанием для возникновения уголовной ответственности является состав преступления. Это сложное юридическое понятие, которое упрощенно может быть прокомментировано следующим образом. Для ее наступления необходимо и достаточно, чтобы:
- действия (или бездействие) конкретного медицинского работника в конкретном же случае были объективно неправильными, находящимися в противоречии с общепризнанными и общепринятыми правилами медицины;
- этот медицинский работник в силу полученного им образования и занимаемой должности должен был сознавать, что его действия (или бездействие) являются неправильными и могут причинить вред пациенту;
- эти объективно неправильные действия (или бездействие) явились прямой или косвенной причиной наступления неблагоприятных последствий. Причем вред, причиненный здоровью пациента, должен быть не ниже средней степени (по аналогии с классификацией телесных повреждений).
Теперь, после столь беглой теоретической подготовки, если Вы не удовлетворены качеством оказанной медицинской помощи, можете начинать действовать. Повторяюсь, для начала убедитесь в обоснованности своих претензий. Для этого Вы можете (по вашему выбору) обратиться:
- для проведения экспертизы качества оказанной Вам медицинской помощи в свою страховую компанию (адрес и телефоны – на Вашем полисе);
- для получения консультации в Общественную организацию «Защита прав потребителей медицинских услуг» (тел. 388-05-54);
- для получения консультации и анализа ситуации в Исследовательский центр «Независимая медико-юридическая экспертиза» (тел. 388-87-73);
- для проведения комиссионной экспертизы качества медицинской помощи в «Центр экспертизы качества медицинской и фармацевтической деятельности» (тел. 166-81-70).
К Вашему сведению, обращения в два первые адреса – бесплатные.
Параллельно, уже на этом этапе, Вы можете также обратиться к руководителю того учреждения, где, по Вашему мнению, Вам была оказана некачественная медицинская помощь. Но обращать надо письменно, четко излагая, в чем заключается причина Вашей неудовлетворенности, и чего Вы требуете. Сами понимаете, требование «разобраться» звучит расплывчато и не предполагает каких-либо конкретных действий со стороны должностного лица. Лицо, к которому Вы обращаетесь, должно иметь соответствующие властные полномочия, как правило, это главный врач или директор. Оставьте у себя дубликат заявления с отметкой о его приеме, обязательно требуйте письменного ответа по существу Вашего заявления.
Наш опыт подсказывает, что уже такие действия заявителя нередко дают положительный результат. Как правило, непосредственный виновник получает дисциплинарное взыскание, зачастую к нему применяются меры финансового воздействия (лишение премии, совместительства и т.п.), иногда врач даже вынужден покинуть свое «насиженное» место.
Более того, закон наделяет руководство лечебно-профилактических учреждений правом досудебной компенсации понесенных вами расходов на дополнительное лечение, питание, реабилитацию и т.п. Нужно только, чтобы учреждение признало факт причинения вреда здоровью действиями своих работников. Естественно, что требование такого досудебного завершения спора, должно быть изложено и аргументировано в Вашем заявлении.
Механизм такого досудебного (а также и судебного) урегулирования конфликта подробно изложен в Письме ФФОМС от 5 мая 1998 г. (N 1993/36.1-и) Методические рекомендации «Возмещение вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования».
Если же Вы не удовлетворены мерами, принятыми руководством данного учреждения, то обращайтесь в вышестоящие инстанции, прилагая к этим заявлениям копии полученных ранее ответов. Цепочка ведомственного контроля качества медицинской помощи: управление (отдел, отделение) Территориального управления района, Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга, Министерство здравоохранения РФ. Не сомневайтесь, уже этими своими действиями Вы доставили «обидчикам» массу неприятностей.
Если есть сомнения в должном соблюдении медицинским учреждением лицензионных условий или в уровне специальной подготовки конкретного специалиста – обращайтесь в Лицензионную палату администрации Санкт-Петербурга. Палата силами своего Управления надзора за соблюдением лицензионных условий проверит заявленные Вами факты, сделает свои выводы, при необходимости применит соответствующие санкции.
Если Вы столкнулись с фактами вымогательства или мздоимства – есть смысл обратиться с заявлением в Территориальное управление Министерства по антимонопольной политике. В случаях обнаружения Вами нарушений финансовой дисциплины (расчет в иностранной валюте, без оформления финансовых документов и т.п.) – к Вашим услугам территориальные подразделения Министерства по налогам и сборам.
Вспомните, мы не говорили, что все будет быстро и просто, но если Вы настроены решительно, то, безусловно, добьетесь реальных результатов.
В какой-то момент Вашей борьбы (после консультаций, проведения экспертиз, получения ответов от должностных лиц или контролирующих органов) Вы, возможно, если претензии действительно были обоснованы, получите доказательства совершения противоправных действий работниками медицинского учреждения.
Теперь Вам предстоит решать, возбуждать уголовное или гражданское производство. На этом этапе необходимо обратиться к адвокату. Даже если Вам совершенно очевидна вина работника и учреждения, учтите: судебное разбирательство имеет свои процессуальные особенности, которые отражены в соответствующих Кодексах (уголовный и гражданский процессуальные).
В первом случае Вам следует обратиться в районную прокуратуру (с приложением копий всех имеющихся у Вас материалов по делу). Строго говоря, право обращения в прокуратуру было у Вас изначально. Многие граждане сразу идут именно по этому пути, экономя свои нервы, средства, надеясь на суд, скорый и правый. Но поверьте, это не скорый путь – процесс прокурорской проверки может занять и полгода, и год. Кроме того, лично нам не известны за последние годы случаи возбуждения уголовного дела против медицинского работника. Тому может быть много причин, но главная – это отсутствие состава преступления (смотри выше).
Компенсацию понесенных Вами убытков, вреда здоровью и связанного с ними морального вреда можно получить. Для возбуждения гражданского процесса Вам следует обратиться в районный суд с исковым заявлением (по месту своей регистрации или по месту нахождения ответчика). Учтите, что иски по возмещению вреда здоровью от уплаты государственной пошлины освобождаются. Вместе с тем Вы должны быть готовы к тому, что в ходе судебного разбирательства наверняка потребуется проведение судебно-медицинской экспертизы, оплата за которую может быть возложена на любую из сторон спора или на обе стороны в равных долях.
Наш опыт показывает, что иски по таким делам, при правильной подготовке доказательной базы и соблюдении процессуальных норм, судом удовлетворяются. Как правило, решением суда за счет проигравшей стороны компенсируются судебные издержки и расходы на юридическую помощь, возмещаются упущенная выгода и должным образом подтвержденные расходы на дополнительное лечение, питание и реабилитацию. Что касается компенсации морального вреда, то статистика тут весьма противоречива. Средний размер компенсации морального вреда колеблется между 10 и 30 тысячами рублей, но может составить и 1 тысячу рублей. Совсем недавно появились прецеденты, когда компенсация морального вреда достигала 150 и даже 270 тысяч рублей, но это все же скорее исключение, чем правило.
И последнее, как в ходе уголовного дела может быть подан иск о возмещении вреда здоровью в рамках гражданского судопроизводства, так и к уголовному преследованию конкретного виновника можно вернуться после выигрыша гражданского процесса, когда собраны доказательства вины.