- Страхование профессиональной ответственности позволяет, с одной стороны, гарантировать пациенту в случае причинения вреда его здоровью получение материальной компенсации, с другой стороны – разделить бремя ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пациента между медицинским учреждением и страховой компанией. Однако следует иметь в виду, что ответственным за причинение вреда перед пациентом остается медицинское учреждение. Страховая компания лишь выплачивает страховое возмещение в пределах предусмотренной договором страховой суммы. Если размер вреда больше страховой суммы, разницу выплачивает пациенту медицинское учреждение.
- Договор страхования профессиональной ответственности заключается между медицинским учреждением и страховой компанией, но всегда в пользу третьего лица – в нашем случае пациента, т.к. только у пациента есть право требовать возмещения вреда, причиненного его здоровью.
- В соответствии с условиями договора страховая компания обязуется за обусловленную договором страховую премию (страховой взнос) при наступлении страхового случая возместить пострадавшему пациенту – выгодоприобретателю, вред, причиненный медицинским учреждением (застрахованными лицами – врачами-стоматологами, согласно прилагаемому к договору списку) при осуществлении профессиональной медицинской стоматологической деятельности (выплатить страховое возмещение) в пределах предусмотренной договором страховой суммы.
- Страховым случаем признается факт возникновения обязанности медицинского учреждения в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ произвести расходы вследствие возложения ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пациента при оказании стоматологических услуг.
- Страховая защита (выплата страхового возмещения) распространяется лишь на те виды стоматологической помощи, которые предусмотрены в лицензии, выданной медицинскому учреждению или частнопрактикующему врачу. Под страховую защиту подпадают заявленные претензии пациентов, причиной возникновения которых явилась медицинская стоматологическая помощь, оказанная в период действия договора страхования (со дня вступления договора в силу и до даты окончания действия договора) и предъявленные в течение двух лет со дня оказания медицинской помощи.
Страховая защита предоставляется на случай неудачного использования специалистами своих знаний и умений, при добросовестном выполнении своих обязанностей, так называемой “врачебной ошибки”, если вред является прямым или косвенным следствием медицинского стоматологического вмешательства или следствием недостатков в оказанных стоматологических услугах. Вред должен иметь денежную оценку, чтобы была возможность его возместить. Если страховой случай наступил, но отсутствуют доказательства причиненных убытков, страховая компания вправе отказать в страховой выплате. - Возмещению страховой компанией не подлежит вред, причиненный в результате непрофессиональных, умышленных, преступных действий или бездействия, а также вред, причиненный врачом, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения.
- Возмещению по договору страхования подлежат:
– расходы пациента, которые он произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного здоровья, в т.ч. расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств и т.п., если пострадавший нуждается в этих видах помощи и не имеет права на их бесплатное получение;
– расходы по возмещению утраченного пострадавшим заработка (дохода), который он имел либо определенно мог иметь;
– расходы по возмещению вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти пострадавшего (кормильца) (нетрудоспособным лицам, состоявшим на иждивении умершего или имевшим ко дню его смерти право на получение от него содержания);
– расходы на погребение;
– расходы страхователя в целях уменьшения убытков, в т.ч. расходы на оказание неотложной медицинской помощи, подлежащие возмещению страховщиком в полном объеме, если такие расходы были необходимы или были произведены для выполнения указаний страховщика, даже если они оказались безуспешными;
– расходы на проведение расследования обстоятельств страхового случая;
судебные издержки.
Несколько убытков, наступивших по одной причине, рассматриваются как один страховой случай. - Не подлежат возмещению:
– расходы медицинского учреждения по рассмотрению заявленных претензий (канцелярские и прочие хозяйственные расходы, заработная плата административно-управленческого и медицинского персонала);
– суммы штрафов, неустоек, заявленные в соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей;
– моральный ущерб. - Выплата страхового возмещения производится на основании страхового акта, который составляется страховой компанией. Составлением страхового акта страховая компания признает наступление страхового случая и на его основании выплачивает страховое возмещение. При наличии спора между медицинским учреждением и страховой компанией о страховом случае или размере страховой выплаты необходимо передавать спор на рассмотрение суда. Выплата же страхового возмещения без составления страхового акта или решения суда недопустима, т.к. является формой дарения и может повлечь для обеих сторон негативные последствия.
- В договор страхования включено условие о франшизе (не компенсируемый страховой компанией размер убытков). В договоре установлена условная франшиза – ее размер устанавливается по соглашению сторон (медицинского учреждения и страховой компании). Если размер причиненного вреда меньше размера франшизы, то страховая компания не производит страховую выплату; если размер вреда превышает размер франшизы, то возмещение выплачивается в полном объеме, в пределах страховой суммы, установленной договором.
- Заключив договор страхования профессиональной ответственности, медицинскому учреждению следует обратить пристальное внимание на правильность заполнения медицинской документации; процедуру рассмотрения претензий пациентов внутри учреждения; качество оказываемых медицинских услуг.
- Стоматологическая клиника обязана в 3-х дневный срок с момента получения письменной претензии (заявления) пациента сообщить об этом в страховую компанию, даже если в дальнейшем в удовлетворении претензии пациенту будет отказано. В противном случае, при нарушении установленного срока уведомления, страховая компания вправе отказать в страховой выплате.
- На медицинском учреждении лежит обязанность доказать факт наступления страхового случая, собрать необходимые документы, подтверждающие причинение вреда жизни и здоровью пациента (в т.ч. медицинское заключение) и размер подлежащего возмещению вреда. Кроме этого, следует принять необходимые меры для уменьшения убытков от страхового случая, в т.ч. оказание неотложной медицинской помощи.
- В случае предъявления пациентом искового заявления в суд, медицинскому учреждению рекомендуется привлечь страховую компанию к участию в судебном процессе в качестве соответчика.
Материал подготовлен юристом Л.Ю.Атамановой