№14-153/14-02
от 20 мая 2009г.
Сопредседателю оргкомитета
II Петербургского медицинского форума
Президенту НП «Содействие объединению
частных медицинских центров и клиник»
С.С. Мисюлину
Позвольте поблагодарить Вас за приглашение на Петербургский медицинский форум «Развитие рынка медицинских услуг России» для обсуждения актуальных вопросов в области оказания медицинских услуг гражданам Российской Федерации.
Указанная тема приобретает особое значение в рамках проблем, обозначенных Президентом Российской Федерации в бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 года, в котором было отмечено, что «в целом бюджетные учреждения слабо ориентированы на повышение качества оказываемых ими услуг, эффективное использование бюджетных ассигнований и закрепленного за ними государственного имущества. В ряде случаев сложилась практика взимания разного рода поборов с населения за оказание гарантированных государством и уже оплаченных бюджетных услуг и увлечения «внебюджетными» доходами в ущерб основной деятельности. В результате, с одной стороны, усиливаются различия в доступности и качестве бюджетных услуг для разных категорий населения, с другой – проявляется резкая меж- и внутриотраслевая дифференциация реального финансового состояния бюджетных учреждений».
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи устанавливает единые правовые и финансово-экономические механизмы реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь. Однако проведенный анализ ее реализации свидетельствует о том, что конституционная норма, определенная статьей 41, не выполняется в полном объеме. Так за последние 3 года дефицит финансирования указанной Программы сохраняется на прежнем уровне: 2006 год – 60,4 млрд. рублей в 65 субъектах Российской Федерация, в 2007 – 2008 годы – 65,4 млрд. рублей в 60 субъектах Российской Федерации.
Продолжает сохраняться значительная дифференциация в уровне финансовой обеспеченности регионов. Максимальные расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение в расчете на одного жителя в 20,6 раз превышают минимальные, в том числе на территориальную программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации и 13,9 раз, из них за счет средств обязательного медицинского страхования – в 54,5 раза. Сохраняется существенная дифференциация подушевых финансовых показателей реализации территориальных программ государственных гарантий от 1723,5 рублей в Республике Ингушетия до 26918,1 рублей в Чукотском автономном округе, что, в свою очередь исключает возможность оказания гражданам России равнодоступной бесплатной медицинской помощи. Таким образом, государственные гарантии не обеспечению населения бесплатной доступной качественной медицинской помощью зачастую принимают декларативный характер.
В условиях роста расходов федерального бюджета на здравоохранение расходы консолидированных бюджетов Российской Федерации характеризуются слабой положительной динамикой, что приводит к уменьшению доступности бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации.
Сохранение разрыва между конституционными гарантиями предоставления населению бесплатной медицинской помощи и размерами их государственного финансирования приводит к замещению государственных расходов на здравоохранение частными и усилению социальной несправедливости.
По данным Федеральной службы государственной статистики величина личных платежей граждан на здравоохранение составляет около 50% от общего объема расходов на здравоохранение.
Снижение объемов государственного финансирования здравоохранения приводит к ухудшению показателей здоровья населения и демографических показателей, усилению неравенства между различными слоями населения в качестве и доступности медицинской помощи, создает непосильную нагрузку для самых незащищенных слоев населения и резко снижает его удовлетворенность медицинской помощью.
В связи с этим приоритетной задачей для повышения доступности бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации является принятие нормативных правовых документов, регулирующих вопросы оказания платных медицинских услуг.
Как отмечено в «стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения медицинской помощью наряду с другими факторами оказывает прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации.
В.С. Катренко