к.м.н. С.А.Ануфриев, основатель и директор “Петербургского медицинского форума”
Планируемое Правительством РФ изменение изменении организационно-правовых форм государственных медицинских учреждений стимулирует их активно развивать платные услуги населению. Как изменится рынок медицинских услуг? Потеряют ли частные медицинские центры своих пациентов? Смогут ли государственные ЛПУ предложить населению услуги высокого качества и сервиса? Эти и другие вопросы задают эксперты, директора частных клиник, пытаясь выбрать оптимальную стратегию развития и продвижения услуг в ближайшие 3-5 лет.
В этом контексте интересным представляется изучение результатов опроса Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр) 21-25 мая 2010 года по репрезентативной выборке 1600 россиян в возрасте от 18 лет в 128 населенных пунктах 46 регионов страны на тему либерализации платных услуг.
Так на вопрос «ЧЕМ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЛПУ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ АНАЛОГИЧНЫХ БЕСПЛАТНЫХ УСЛУГ(кроме стоимости)», только 12% ответили, что платные услуги более высокого качества, а большинство (38%) считает, что они просто более доступны в получении и 31% уверены, что ничем платные услуги от бесплатных не отличаются. Наши потенциальные пациенты четко сформулировали основную существующую бизнес-модель государственных ЛПУ – создать дефицит бесплатных услуг, сделать их «труднополучаемыми» и … получить поток платных пациентов, без реального изменения чего-либо (качества, сервиса, маркетинга, рекламы и пр.). Поэтому на вопрос «СКАЖЕТСЯ ЛИ РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ЛПУ, НА КАЧЕСТВЕ БЕСПЛАТНЫХ УСЛУГ, 54% респондентов ответили, что скажется и ухудшит качество беспланых услуг. Ведь всем понятно, что первой «маркетинговой» стратегией государственных ЛПУ, стремящихся увеличить объем платных услуг, будет создание еще больших «барьеров» для получения гарантированной Конституцией бесплатной помощи. И уж точно, по мнению 45% опрошенных, изменение организационно-правовой формы государственных ЛПУ не приведет к улучшению качества платных услуг в них, а 25% считают, что качество платных услуг только ухудшится. Действительно деньги надо будет заработать любой ценой и пациенты не верят, что это будет сделано путем повышения сервиса, качества медицинских услуг. Вывод, который может быть сделан по даже таким небольшим исследованиям, что российский пациент не ждет от государственных ЛПУ коренной перестройки своей деятельности в лучшую сторону и не ожидает платных услуг высокого качества и сервиса. А оплату медицинских услуг рассматривает исключительно как «сервисную» плату за быстрый «доступ» к врачу и/или на диагностическое исследование. Так что у частной медицины есть фора.
В этом контексте интересным представляется изучение результатов опроса Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр) 21-25 мая 2010 года по репрезентативной выборке 1600 россиян в возрасте от 18 лет в 128 населенных пунктах 46 регионов страны на тему либерализации платных услуг.
Так на вопрос «ЧЕМ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЛПУ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ АНАЛОГИЧНЫХ БЕСПЛАТНЫХ УСЛУГ(кроме стоимости)», только 12% ответили, что платные услуги более высокого качества, а большинство (38%) считает, что они просто более доступны в получении и 31% уверены, что ничем платные услуги от бесплатных не отличаются. Наши потенциальные пациенты четко сформулировали основную существующую бизнес-модель государственных ЛПУ – создать дефицит бесплатных услуг, сделать их «труднополучаемыми» и … получить поток платных пациентов, без реального изменения чего-либо (качества, сервиса, маркетинга, рекламы и пр.). Поэтому на вопрос «СКАЖЕТСЯ ЛИ РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ЛПУ, НА КАЧЕСТВЕ БЕСПЛАТНЫХ УСЛУГ, 54% респондентов ответили, что скажется и ухудшит качество беспланых услуг. Ведь всем понятно, что первой «маркетинговой» стратегией государственных ЛПУ, стремящихся увеличить объем платных услуг, будет создание еще больших «барьеров» для получения гарантированной Конституцией бесплатной помощи. И уж точно, по мнению 45% опрошенных, изменение организационно-правовой формы государственных ЛПУ не приведет к улучшению качества платных услуг в них, а 25% считают, что качество платных услуг только ухудшится. Действительно деньги надо будет заработать любой ценой и пациенты не верят, что это будет сделано путем повышения сервиса, качества медицинских услуг. Вывод, который может быть сделан по даже таким небольшим исследованиям, что российский пациент не ждет от государственных ЛПУ коренной перестройки своей деятельности в лучшую сторону и не ожидает платных услуг высокого качества и сервиса. А оплату медицинских услуг рассматривает исключительно как «сервисную» плату за быстрый «доступ» к врачу и/или на диагностическое исследование. Так что у частной медицины есть фора.