Вопрос:
И.Ступаченко. Ваше мнение о сотрудничестве со страховыми компаниями и развитии ДМС исходя из конкретного опыта клиники «Скандинавия»?
Ответ: к.м.н.С.А.Ануфриев
Клиника Скандинавия единственная в городе частная клиника, которая с первых дней работы преступила к внедрению системы партнерства со страховыми компаниями.
Мы исходим из понимания, что у нас есть общие трудности:
– Слабая мотивация людей на покупку полиса ДМС
– Объективно увеличивается стоимость медицинских услуг
– Усиливается давление страхователей в сторону снижения стоимости полиса ДМС
– Недобросовестная конкуренция – демпинг при продаже полисов ДМС как со стороны некоторых страховых компаний, так и со стороны государственных учреждений здравоохранения
Партнерство – антипод конфликту, а именно – достижение единства усилий всех сторон для реализации общих целей и задач. В нашем случае это общие цели и задачи:
– Оказание качественных м.у. для пациента
– Совершенный сервис
– Финансовый результат
– Увеличение количества застрахованных/обслуживаемых пациентов
Наш идеал, сделать так, чтобы Страховая компания могла бы работать с нами также эффективно и комфортно, как со своим медицинским центром плюс добавить собственные конкурентные преимущества.
Действительно существует мнение, что страховая компания – «паразит», посредник, «вмешивается в лечебный процесс», но это скорее от не компетенции и от не понимания сути рыночного здравоохранения. Страховая компания важный элемент рынка медицинских услуг, иначе в США и Европе страховые компании давно бы исчезли со своими медицинским с страховками.
Чаще всего такое мнение высказывают главные врачи и менеджеры клиник, которые боятся, внешних проверок качества лечения в их лечебных учреждениях. Проверки качества лечения страховая компания проводит в интересах пациента, и как следствие финансово наказывает медицинские учреждения не только за технические, но и за врачебные ошибки.
Многие задают нам вопрос, а нужны ли клинике «Скандинавия» пациенты по ДМС? Да, нужны. Клиника ориентирована на людей среднего класса, а именно данная категория в большинстве случаев покупает полис ДМС. Как свидетельствуют данные по 2004 году, наблюдается рост сбора страховых премий по ДМС на 64% (по данным на 1-е полугодие 2004 г.). В сегменте «премиум» и «среднего» класса, будет увеличиваться доля людей, обслуживающихся по полису ДМС и уменьшаться доля тех, кто платит свои наличные деньги.
Что дают нам, клинике “Скандинавия”, страховые компании:
- Обеспечивают дополнительный поток пациентов
- Помогают выявить и устранить слабые «звенья» в организации, сервисе, деонтологии – повышая конкурентноспособность.
- Контролируют объем и качество м.у. помогая нам добиваться соблюдения стандартов качества
- Формулируя потребности клиентов, помогают нам найти новые ниши (напр. справки для иностранцев).
- Обучают персонал маркетинговому подходу в здравоохранении
- Продвигают услуги клиники через своих агентов
Что мы можем дать страховой компании? Прежде всего, новый формат медицинского учреждения. Клиника «Скандинавия» – уникальна тем, что является полностью частным многопрофильным медицинским центром, объединяющим поликлинику, стационар и роддом.
• клиент начинает понимать, что ему продают не государственное, не ведомственное, а действительно новое частное многопрофильное медицинское учреждение
• реализации политики максимального благоприятствования тем страховым компаниям, которые обеспечивают высокую загрузку клиники
Основные направления сотрудничества со страховыми компаниями, внедренные в клинике «Скандинавия»:
1. Внедрение системы сдерживания расходов по ДМС.
Это не означает, что сокращают объем услуг, предоставляемых пациенту по страховке. Усилия направлены на оптимизацию обследования и лечения. Например, в нашем хирургическом стационаре, за счет применения передовых хирургических методов, цифрового мобильного рентгена, пациент с переломом бедра может быть выписан на 2 сутки, а следовательно уменьшаются затраты на оплату койко-дня.
Согласование стандартов обследования и лечения
Действительно, страховые компании опасаются, что в эпоху становления частной медицины, клиники стремятся оказать максимально возможный спектр услуг, поэтому прибегают к системе согласования каждой оказываемой услуги со страховщиком. Надо отметить, что в настоящее время все серьезные, крупные страховые компании, за исключением СК «Медэкспресс» отошли от согласования каждой услуги на приеме у врача и перешли к реальному контролю качества лечения. Лечение, обследование пациента должно соответствовать утвержденным стандартам, протоколам, схемам.
Внедрение практики семейного врача.
Семейный врач наблюдает человека на протяжении длительного времени, определяет план профилактических мероприятий, дает рекомендации по имеющимся хроническим заболеваниям, – все это позволяет избежать назначения дорогостоящих и излишних диагностических исследований.
2. Содействие СМО в проведении актуарных расчетов – предварительное обследование пациента и определение стоимости его полиса (исчислением страховых тарифов)
3. Клиника берет на себя функции страхового брокера – помощь пациенту в выборе программы страхования.
4. Содействие агентам страховых компаний и их клиентам в презентации услуг клиники, совместных маркетинговых и рекламных акциях.
Что мы можем вместе медицинские учреждения и страховые компании:
Совместными усилиями «подымать» рынок частной медицины, делая его более цивилизованным и развитым, объясняя пациентам преимущества страховки.
- Достижения клиники «Скандинавия» по обслуживанию пациентов по ДМС
- Договоры с 37 российскими страховыми компаниями. Ежемесячно пользуются услугами клиники пациенты 20-25 компаний.
- В среднем, клиника обслуживает 700 пациентов по ДМС за 1 месяц.
- Доля пациентов, получающих услуги по страховке, в среднем 25%.
Данные показатели, свидетельствует, что «Скандинавия» лидер по обслуживанию пациентов по ДМС среди новых частных клиник города
Вопрос: И.Ступаченко
Утверждают, что страховщики бьются за каждый элемент лечения, который
врачи хотят использовать: “А не делайте ему это исследования, – говорят
страховые компании. — Оно же дорогое. Ну, полечите как-нибудь так!” Действительно такие случаи бывают?
Ответ: к.м.н.С.А.Ануфриев
Важно отметить, что мой опыт 5 летней работы со страховыми компаниями показал, что такие эпизоды носят единичный характер. Рынок ДМС сильно шагнул вперед. Стратегия на сокращение выплат по медицинскому страхованию должна опираться на эффективное и качественное лечение пациентов, а не на простой отказ платить по договорным обязательствам. Общаясь со страховыми компаниями каждый день, я вижу, как они прикладывают все усилия для организации качественной медицинской помощи, отстаивая интересы застрахованного. Но, как и в любом бизнесе, есть и исключения, ряд компании преследуют только одну цель – собственную финансовую выгоду, даже в ущерб застрахованным гражданам и медицинским клиникам.
Вопрос: И.Ступаченко
Насколько они часты? Насколько беспардонны? Как сильно они мешают Вам
оказать пациенты адекватный набор услуг?
Кто обычно этим грешит: иностранные или российские компании? крупные или
маленькие? Можете ли рассказать какой-нибудь запоминающийся эпизод?
Ответ: к.м.н.С.А.Ануфриев
Могу сказать, что с надежными страховыми компаниями таких эпизодов не возникает. Опыт работы с «Ресо-Гарантия», «Росно», «Ренессанс-страхование», «Капитал-полис», «Альфастрахование» и ряда других компаний позволяет нам смело рекомендовать пациентам покупать полисы ДМС в этих компаниях.
Но бывают и исключения. Один из запоминающихся эпизодов случился с одним из топ-менеджеров компании «Скайлинк». Будучи застрахованной по элитной программе в СК «Медэкспресс», она долгое время не могла попасть к нам на прием. К сожалению, некоторые страховщики прибегают к откровенной дезинформации, нарушению договора страхования, прав пациента, только с одной целью не дать обратиться в хорошую платную клинику.
Вопрос: И.Ступаченко
Есть и такой момент во взаимодействии медучреждения и страховщиков:
последние не хотят отправлять свои клиентов в дорогие (и хорошие) клиники?
Действительно ли это так? Как это можно проиллюстрировать?
Ответ: к.м.н.С.А.Ануфриев
Клиника «Скандинавия» имеет договоры с 37 российскими компаниями и, реально в месяц мы обслуживаем пациентов из 20 -25 компаний. Насколько я знаю, это самый высокий показатель среди частных клиники С-Петербурга и это, во многом благодаря нашей политики ориентированной на партнерство.
Вопрос: И.Ступаченко
А разбираются ли страховщики в том, насколько качественно клиника
обслужила их клиента? Они вообще этим интересуются? Насколько страховщики
профессиональны в этих вопросах?
Наконец, интересуются ли страховщики вообще тем, какие услуги и как
оказывает клиника, с которой у СК заключен договор?
Ответ: к.м.н.С.А.Ануфриев
Да, страховые компании имеют в своем штате квалифицированных экспертов, которые проверяют ежемесячно все счета поступившие из клиник. Функция страховой компании, прописанная как в законодательстве, так и в договорах со страхователем и клиникой – контролировать объем и качество лечения своих застрахованных. Поэтому частные клиники, оказывающие качественную помощь, крайне заинтересованы в такой работе страховых компаний, т.к. это позволяет отсеивать многих недобросовестных конкурентов.