Интервью С.А.Ануфриева основателя и директора “Петербургского медицинского форума” Алексею Леонтьеву корреспонденту «Эксперт Северо-Запад» (опубликовано в «Эксперт Северо-Запад» №16 (364) 21 апреля 2008)
2008-04-13
Алексей Леонтьев: Пару лет назад активно обсуждался конфликт между клиниками и СК – последние отказывались платить за те услуги, которые были излишними. Были ли взаимные уступки по разрешению конфликта? Какие? Как сегодня решается данная проблема?
С.А.Ануфриев: Суть конфликта была в том, что страховщики нарушали договорные обязательства и задерживали оплату счетов за пролеченных по ДМС пациентов на 2-3 и более месяцев. В этой ситуации страдали прежде всего наши пациенты и мы не могли на это спокойно смотреть. О каких уступках может идти речь, когда ряд недобросовестных страховщиков систематически нарушают договорные обязательства. Всем знакома ситуация по ОСАГО, Каско и другим видам страхования, когда приходится «выбивать» положенные деньги у страховщика. Страховщикам, не выполняющим свои обязательства, не место на рынке ДМС, они дискредитируют страхование. Поэтому мы рекомендуем всем, кто планирует купить полис ДМС, спросить в лечебных учреждениях, как себя зарекомендовала данная компания и надежная ли ее страховка. А со страховыми компаниями, которые экономят на лечение пациентов и нарушают договорные обязательства мы стремимся не работать.
Алексей Леонтьев: Какие претензии к СК есть сегодня у клиник?
С.А.Ануфриев: Для нас главное – интересы нашего пациента. Мы считаем, что если в системе государственного здравоохранения сложно требовать получение медицинской помощи на уровне европейских стандартов, то если человек купил полис ДМС, то он должен при наступлении страхового случая получить самую современную и квалифицированную медицинскую помощь. Он за это заплатил свои деньги. Мы считаем, что экономить на здоровье наших пациентов мы не имеем права. Однако ряд страховщиков так строят свои отношения с клиниками, чтобы прямо или косвенно ограничивать их в оказании современной медицинской помощи. Например, вводится процедура согласования, когда врач клиники вынужден для проведения каждого диагностического и лечебного мероприятия дозваниваться в диспетчерскую и умолять разрешить ее оказание по страховке. Много вопросов возникает у нас к тем страховщикам, которые, например, направляют пациентов на магниторезонансную томографию на устаревших, маломощных и малоинформативных аппаратах с мощностью 0,5 тесла, в то время когда сегодняшний стандарт исследований на аппаратах 1,5 тесла. Если посмотреть на убыточность по ДМС то у ряда питерских страховых компаний (см. Эксперт СЗ), она достигает 50%, в то время как в среднем эта величина должна быть 65-75%. За счет кого такая экономия средств: за счет пациента? за счет лечебного учреждения? за счет отличного менеджмента? Думаю, для всех нас ответ очевиден.
Алексей Леонтьев: Какие требования к СК выдвигают сегодня клиники? Изменились ли требования за последние два года-год?
С.А.Ануфриев: Частные клиники выдвигают к страховым компаниям только одно требование – ставить во главу своего бизнеса интересы застрахованных граждан, тех, кому они продали полис ДМС, обещав самую лучшую и эффективную медицинскую помощь. Частные клиники заинтересованы в развитии ДМС, т.к. только медицинское страхование может обеспечить финансовую доступность качественной и современной медицинской помощи большинству людей. Поэтому мы неоднократно предлагали страховщикам совместную работу по выработке новых программ страхования, единых стандартов работы, внедрения программ продвижения ДМС среди населения и т.п. Однако в ответ мы слышим только одно – обвинения в гипердиагностике и излишнем лечении дорогостоящими методами и прочие страшилки.
Алексей Леонтьев: Какова сегодня динамика роста цен на медицинские услуги? В 2007 году цены росли быстрее, чем год, два назад?
С.А.Ануфриев: Нужно быть реалистами, цены на медицинские услуги будут расти т.к. нет никаких объективных предпосылок для их снижения – нет налоговых льгот, нет преференций для частной медицины и наконец существует дискриминация по включению частных клиники в программы ОМС и бюджетные проекты. Кроме того, важно понимать, что в государственной системе здравоохранения за последние годы национальный проект «Здоровье» «накачал» зарплаты медицинского персонала до высокого уровня, да и в некоторых учреждениях «теневые доходы» достигают порядка 2-3 официальных окладов. Все эти факторы вынуждены учитывать и в оплате труда персонала частных клиник.
Алексей Леонтьев: Как часто клиники пересматривают цены на оказание услуг? От чего это зависит?
С.А.Ануфриев: Это зависит от таких факторов как уровень инфляции, стоимость расходных материалов, аренды, зарплаты персонала и все того, что вкладывается в понятие себестоимость. Каждый год появляются новые технологии, которые частные клиники внедряют у себя – и это тоже дорого стоит. Стоимость привлекаемых денег на развитие клиники, обновление техники также влияет на формирование цены.
Алексей Леонтьев: Какое влияние на стоимость услуг оказывает возможность СК обеспечить клинике большой поток клиентов?
С.А.Ануфриев: Большинство частных клиник, понимая, что страховые компании являются фактически оптовыми покупателями медицинских услуг, предоставляют им существенные скидки. Их размер коррелирует с объемом покупаемых услуг. Эта практика принята во всем мире. Более того именно в СПб впервые для страховых клиник в России был проведен аукцион по продаже медицинских услуг. О нем вы можете подробно узнать на портале «Частная медицина для профессионалов – anoufriev.ru