ЦСР совместно с НИУ ВШЭ подготовил доклад «Здравоохранение: необходимые ответы на вызовы времени», посвященный реагированию России на современные вызовы в области защиты здоровья нации.
Полная версия
https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/02/Doklad_zdravoohranie_Web.pdf
НАПРАВЛЕНИЯ НЕОБХОДИМЫХ ДЕЙСТВИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
4.1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
4.1.1. Поддержка создания новых медицинских технологий Основными инструментами поддержки создания новых медицинских технологий будут выступать:
- разработка и реализация государственной программы развития био- медицины, включая увеличение финансирования фундаментальных медицинских исследований и его организацию по грантовому принципу (2018–2024 гг.);
- разработка и реализация государственной программы поддержки стартапов в индустрии здоровья (2018–2024 гг.), включая:
- мероприятия по вовлечению общественных профессиональных организаций врачей, ключевых специалистов-клиницистов и организаторов здравоохранения в разработку стартапов, ориентированных на индустрию здоровья;
- информирование заинтересованных лиц о базовых принципах разработки эффективных и безопасных медицинских устройств;
- создание системы бизнес-акселераторов на базах крупнейших медицинских вузов;
- сервисное сопровождение и налоговое стимулирование роста венчурных инвестиций в проекты индустрии здоровья;
- массовая подготовка кадров по разработке медицинской техники и ее эксплуатации в медицинских организациях (весь период). Эти инструменты можно рассматривать в качестве предлагаемых конкретных мер реализации дорожной карты «Хелснет», утвержденной решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инно- вационному развитию России от 20 декабря 2016 г., в которой определены цели поддержки развития рынка персонализированных медицинских услуг.
Внедрение инновационных моделей организации оказания медицинской помощи В рамках утвержденного Правительством Российской Федерации приоритетного проекта «Электронное здравоохранение» (2017–2025 гг.) запланировано осуществление мероприятий по развитию медицинских информационных систем и телемедицины, в т. ч.:
- создание нормативных и материальных условий для реализации процесса хранения физическими лицами персональной медицинской информации личного пользования в цифровом виде (персональная электронная карта здоровья, электронный офис здоровья, единое цифровое окно здоровья) и обеспечения безопасности персональных данных;
- создание многоуровневой системы телемедицинских консультаций медицинских работников;
- создание электронных кабинетов для участковых врачей и узких специалистов с информационными ресурсами по диагностике (включая интерактивные системы консультирования) и лечению пациента. Действия по развитию форм охраны здоровья и оказания медицинской помощи на основе новых медико-информационных технологий требуют существенного расширения в следующих направлениях (2019–2024 гг.):
- разработка концепции сквозного («через всю жизнь») формирования и совершенствования у гражданина IT-навыков по управлению собственной биомеди цинской информацией;
- формирование у граждан мотивации и навыков использования новых медико- информационных технологий;
- развитие персонального мониторинга состояния здоровья посредством субсидирования приобретения гражданами, имеющими хронические заболевания, устройств и программ дистанционного контроля состояния здоровья;
- развитие виртуальных клиник с контролем по 12 морфофункциональным системам организма человека, в том числе в разных стационарах, амбулаториях и домашних условиях.
Развитие центров экспорта высокотехнологичных медицинских услуг Россия обладает реальным потенциалом для масштабного увеличения экспорта медицинских услуг, конкурентоспособных по цене и качеству. Этому способствуют:
- традиционно сильные российские клинические школы, признанные на глобальном уровне, фундаментальные и прикладные научные исследования: редактирование генома, биоинформатика, прорывные открытия в офтальмологии, ортопедии, космической медицине и др.;
- лидерские позиции в IT (разработка прикладного программного обеспечения мирового класса), наличие опыта в применении технологий Big Data, необходимых для сервисов персонифицированной медицины;
- мощная инфраструктура федеральных клинических центров и медицинских университетов;
- низкие цены на медицинские услуги аналогичного качества по сравнению со странами дальнего зарубежья. Основными препятствиями для реализации этого потенциала являются неразвитость маркетинга, отсутствие привычного для зарубежных пациентов сервиса и недостаточное владение управленцами сферы здравоохранения теми менеджериальными знаниями и навыками, которые выходят за рамки традиционной деятельности этих медицинских учреждений. Перспективным направлением развития российского здравоохранения является позиционирование России в мире как нового центра оказания высокотехнологичных медицинских услуг. Стратегическими направлениями развития экспорта являются:
- медицинские услуги в области нейронаук в сочетании с образовательными услугами;
- трансграничные диагностические услуги (дистанционная интерпретация ре- зультатов лучевых методов исследований, патогистологических препаратов);
- высокотехнологичная хирургия и реабилитация;
- иммунотерапия онкологических заболеваний. Развитию экспорта будет содействовать реализация следующих мероприятий (2018–2024 гг.):
- поддержка на конкурсной основе программ развития (разработки и внедрения новых медицинских технологий) 20-25 центров экспорта высокотехнологичных медицинских услуг;
- реализация проектов государственно-частного партнерства в развитии ведущих российских клинических центров, предусматривающих:
- оснащение новейшим медицинским оборудованием;
- обеспечение высокого качества сервисной составляющей медицинских услуг;
- внедрение новых форм организации управления;
- создание центра трансграничного медицинского обслуживания в России, обе- спечивающего разработку и осуществление маркетинговой стратегии развития экспорта медицинских и образовательных услуг ведущими российскими кли- ническими центрами;
- внедрение новых IT-технологий взаимодействия клиентов (пациентов) и страховых медицинских организаций с персоналом российских клинических центров, включая обучение персонала работе с зарубежными пациентами.