Исполнительный директор «Ассоциации клиник Санкт-Петербурга» К.м.н. Ануфриев С.А.
«Мы наблюдаем возрастающие требовании к клиентов к программе страхования и самое главное к месту возможного лечения»
Крайне низкая мотивация людей на покупку полиса ДМС объясняется не только привычкой бесплатно лечиться, но и отсутствием явных преимуществ страховки. Обладателю полиса ДМС чаще всего предложат лечиться в государственной больнице, где ему будут говорить, о никчемности его полиса т.к. для его лечащего врача лечение пациента по ДМС ничего не дает, кроме дополнительных хлопот. И в чем отличие от лечения по полису ОМС, где также придется «благодарить» доктора за индивидуальный подход и лучший сервиc? Да и страховые компании не проводят никаких маркетинговых и рекламных акции по продвижению этого вида страхования. Исключением стала совместная реклама частной клиники и таких компании как РОСНО, РЕСО, Ренессанс-Страхование, Капитал-Полис, направленная на продвижение рынка частной медицины и ДМС которая проводится с 2005 года в ведущих СМИ города («Эксперт С-З», «Коммерсант»).
Ситуация изменилась, когда 2 года назад в городе развернули серьезную работу частные многопрофильные центры такие как Скандинавия, Медем, Клиника им. И.И.Пирогова, Американская медицинская клиника. В качестве важного направления было обозначено установление партнерства со СК. Ведь все больше людей относящихся к среднему классу и «премиум» покупают полис ДМС (в среднем рост рынка ДМС на 30-55% ежегодно, по разным оценкам). «Лучше лечиться за деньги страховых компаний, чем за свои», – девиз многих бизнесменов. Действительно за год, в среднем 1 пациент с полисом ДМС оставляет в клинике «Скандинавия» на 20% больше денег, чем пациент, который лечится за наличный расчет.
Страховщики оказались не готовы к ситуации, когда локомотивом такого партнерства стали выступать частные клиники, которые сумели объединится в «Ассоциацию, с целью продвижение интересов частной медицины.
Реанимируются идеи развития собственных медицинских центров. Хотя опыт их работы показал, что они могут решать только самый простые медицинские проблемы и не могут предоставить конкурентноспособный сервис и комплексное лечение. Кроме того страховщики, стремясь снизить свои расходы, делают тарифы на их услуги на грани рентабельности. Это приводит к тому, что квалифицированные врачи переходят к другие клиники, где им больше платят, новое оборудование не закупается и т.д.
А партнерство воспринимается СК как предоставление скидок на цену услуг. Нужно быть реалистами, цены на медицинские услуги будут расти т.к. нет никаких объективных предпосылок для их снижения – нет налоговых льгот, нет преференций для частной медицины и наконец существует дискриминация по включению частных клиники в программы ОМС и бюджетные проекты. Поставщики высококачественных и современных услуг могли бы предложить как пациентам, так и страховым компаниям реальные скидки при оплате услуг, если бы были включены в систему ОМС. Так например, цена за прием семейного врача по данным «Ассоциации клиник Санкт-Петербруга» составляет 600-700 рублей, а тариф по ОМС за эту услугу составляет 240 рублей. Скидка могла быть от 30 до 40% от стоимости услуги в частной клинике.
Теперь уже пациенты, почувствовав разницу в уровне сервиса и качестве лечения стремятся лечиться только в частных клиниках, и стараются только в случае крайней нужды соприкасаться с «советской системой здравоохранения».
Реформирование государственных учреждений не происходит и на данный момент нет не только политической воли делать это, но и понимания как это должно выглядеть. Это означает, что еще долго время качество и сервис в поликлиниках и больницах будет далек от ожиданий клиентов
На этом фоне, большинство ведущих частных клиник уже вышло на высокий уровень загрузки, причем на 80-90% пациентами, оплачивающими за наличный расчет, кроме того запись на прием в отдельных клиниках к наиболее популярным врачам достигает 10-12 дней.
В этих условия уже не страховщики, а медицинские клиники могут в большей степени влиять на развитие медицинского страхования, определять приоритеты и без ущерба для себя, пойти на крайние меры – прекращение обслуживания застрахованных, вплоть до разрыва договорных отношений с теми страховщиками, кто не их соблюдает .
Опыт развития отношений сетевых ретейлеров (Лента, Пятерочка, Перекресток, Рамстор) с производителями товаров показал, что за выход на реальный рынок надо платить. И не исключено, что частные клиники будут выдвигать ряд серьезных требований в т.ч. финансовых для начала или продолжения работы со страховщиком.
Те страховщики, которые смогут создать успешные партерские связи с частными клиниками смогут вывести уровень продаж на принципиально иной высокий уровень.