“Резко снизилось качество оказываемой медпомощи в связи с социально-экономическими изменениями в стране. Люди тратят большие суммы, а в результате получают ущерб здоровью. Естественно, что человек потребует возврата затраченных средств и компенсацию морального вреда, – комментирует Александр Балло, президент ООО “Исследовательский центр “Независимая медико-юридическая экспертиза”. – Изменилось также и законодательство. До 1992 г. у нас не было даже понятия “моральный вред”. Сегодня закон дает возможность пациенту, как потребителю медицинских услуг, защищать свои права. Одновременно повышается правовая грамотность российских пациентов”.
Сложно, но реально
По словам юристов, судьи все чаще занимают сторону пациента и назначают внушительные компенсации. Так, в мае этого года жительнице Воронежа, инфицированной ВИЧ, суд назначил компенсацию морального ущерба в размере 3,5 млн рублей. Прокуратура Прикубанского округа Краснодара возбудила уголовное дело о врачебной ошибке, которая привела к ампутации руки у двухмесячной девочки.
Как рассказал Александр Балло, возможность выиграть исковое дело у врачей хоть и стала реальной, однако трудностей не убавилось. “Если вопросы касаются качества оказываемой медпомощи, то выиграть дело очень сложно, особенно без профессионального сопровождения. Если речь идет о причинении вреда здоровью, то шансов выиграть чуть-чуть побольше, но тоже без юриста не обойтись”, – считает Александр Балло.
Однако он уверен, что пациентов это не остановит. “Число и сумма исков увеличились значительно. По сравнению с 2000 г. исковые суммы выросли примерно в 3,5 тыс. раз. И будут расти дальше, – отмечает Александр Балло. – Раньше суды назначали небольшие компенсации, так как в нашей стране не умели реально оценивать жизнь и здоровье. В США за причинение только морального вреда возмещаются иски в миллионы долларов. В Петербурге также уже был иск в 1 млн 200 тыс. рублей. А ведь не так давно суды назначали компенсации в районе 10 тыс. рублей”.
Кто виноват
У врачей свой взгляд на ситуацию. По словам Евгения Рожкова, исполнительного директора НП “Санкт-Петербургская медицинская палата”, в медицинской сфере в последнее время получил распространение потребительский рэкет. Особенно в стоматологической отрасли.
“Появились юристы и организации, которые на этом зарабатывают. Врачи хуже не стали и работать хуже не стали. Количество врачебных ошибок не увеличилось, а скорее даже уменьшилось. Более того, сейчас большинство врачей стали страховать профессиональную ответственность. Юристы проверяют всю документацию, советуют, как довести ее до ума, чтобы не было претензий. Кстати, надо сказать, что в основном все претензии осуществляются именно к документации”, – поясняет Евгений Рожков.
Он уверен, что по-другому врачи себя в нашей стране защитить не могут, так как отсутствуют стандарты оказания медпомощи конкретно по каждому заболеванию.
“В Америке, например, более технологично продвинутый вариант работы врача с пациентом. Врачи там гораздо меньше делают, что называется, своими руками и меньше общаются с пациентом. Наши врачи, например, считают, что это неправильно”, – комментирует Евгений Рожков.
В 1973 году в Великобритании появилась Служба парламентского уполномоченного по делам здравоохранения (Health Service Ombudsman).
Она является отделом Парламентского уполномоченного по правам человека (Parliamentary Ombudsmаn). Данный отдел специализируется на разрешении жалоб на дефекты в работе национальной системы здравоохранения: администрация и медперсонал стационаров и амбулаторных учреждений, дантисты, окулисты, семейные врачи и т.п. Интересно, что эта служба неподотчетна правительству и независима от национальной системы здравоохранения. Для разрешения споров в сфере качества клинической диагностики и лечения привлекаются и внешние эксперты.
Степень удовлетворенности здоровьем своей семьи среди россиян:
– 54% – более или менее удовлетворены
– 45% – не удовлетворены
– 1% – затруднились ответить
Источник: ВЦИОМ, опрос проведен 1-2 июля 2006 г.