К.т.н. В.Г.Борисов, IT директор клиники «Скандинавия»
(тезисы доклада на конференции «Медицинский бизнес-2008: развитие, продажи, продвижение, персонал» 21 сентября 2007 г. Санкт-Петербург.
Девиз:
В любом месте в любое время, любую необходимую информацию.
200 лет назад Натан Ротшильд произнес знаменитую фразу “Кто владеет информацией, тот владеет миром” Старые слова, но актуальность их высока и по сей день.
Для коммерческого предприятия они скорее будут звучать так: “Кто владеет информацией, тот эффективно управляет бизнесом“.
Именно поэтому в клинике с 2001 года начато интенсивное внедрение корпоративной информационной системы фирмы (КИС).
Цель КИС: владеть любому сотруднику, в любое время, в любом месте, любой необходимой информацией, для выполнения поставленных бизнес- задач.
Цель достигается решением Основных задач:
-
Для руководства – Отражать все показатели работы клиники в реальном времени: загруженность, выручка, качество.
-
Для медперсонала – обеспечивать наиболее полной и достоверной медицинской информацией о пациентах абсолютно в любой момент времени.
Структура КИС:
-
Медицинская информационная система (МИС).
-
Экономическая информационная система (ЭИС).
-
Офисная информационная система (ОИС).
-
ЛВС на объектах холдинга.
-
Серверный центр.
-
Data Center, DicomCenter (в проекте)
-
Call-center (в разработке)
-
Структура корпоративной АТС.
-
Инфраструктура передачи информации (данные, голос, видео) между объектами КИС (внутренние и внешние широкополосные каналы, СКС).
-
Система обеспечения защищенного доступа к ресурсам КИС из публичной сети (Internet, каналы поставщиков телекоммуникационных услуг и телефонных операторов).
Структура отдела ИТ:
-
Служба поддержки пользователей и сопровождения КИС.
-
Служба развития КИС.
• Основой КИС – является уникальная единая медицинская информационная система поддерживающая работу медицинских клиник и филиалов холдинга.
Данная медицинская информационная система, является мощным инструментом управления медицинским бизнесом нашей фирмы. Единая база данных пациентов, система электронных историй болезни, возможность удаленных консультаций.
Ни врачи, ни пациенты нашей системы клиник абсолютно не привязаны к бумажному носителю истории болезни. В любой момент времени любой медицинский специалист может получить доступ к необходимой информации, в том числе к истории болезни пациента в электронном виде. При этом система доступа гарантирует сохранение полной конфиденциальности данных о пациенте.
Наличие единой информационной базы позволяет иметь, так необходимую статистическую и аналитическую информацию в любой момент времени. Следовательно, у руководства фирмы и ее подразделений существует возможность эффективно управлять медицинским бизнесом, уменьшая или даже исключая необоснованный простой специалистов и оборудования, перерасход материалов, нарушение технологических процессов оказания услуг.
Кроме того, НОУ-ХАУ нашей информационной системы является – информационный модуль ЭМБРИО, который позволяет управлять таким сложным видом медицинской деятельности как репродуктология. (В МИС ведется учет истории болезни не только пациентки, но и все связанной с ней по этой технологии. Например, развитие и судьба каждой яйцеклетки, сперматозоида и т.п.)
• Технология предусматривает масштабируемость и включение новых структур в единую корпоративную систему.
Медицинский бизнес нашей компании расширяется как по количеству, так и по ассортименту оказываемых услуг. Создаются новые подразделения, в том числе удаленные от основной клиники. Отделом информационных технологий отработана система, позволяющая обеспечивать эти подразделения всей необходимой информацией в реальном времени, а так же включать эти подразделения в единую систему учета медицинских бизнес-процессов.
• Обеспечение работы с корпоративной информацией (данные-голос-видео) в реальном режиме времени всех субъектов сети клиник, включая удаленные филиалы и административные подразделения, врачей скорой помощи и отдельных сотрудников.
В работе, как подразделений клиники, так и отдельных ее специалистов очень важно иметь возможность не только обращаться к единой базе данных, но и обмениваться аудио и видео информацией. Например, проводить сеансы по Skype технологии, гарантированно иметь телефонную связь и т.п.
Для этого между стационарными объектами (клиниками и филиалами) обмен данными, передача аудио и видео информации осуществляется по широкополосным волоконно-оптическим каналам, которые не зависят от работы внешних операторов связи. Для врачей скорой помощи, специалистов обслуживающих специалистов на дому, а также специалистов других направлений внедряется доступ через публичный Интернет, с гарантированной защитой передаваемой информации.
Так любой специалист, а так же руководитель имеет возможность участвовать в процессах клиники, находясь в любой точке земного шара. (Пример управления деятельностью клиники Генеральным директором, который даже находился в отпуске).
Информационно-технические решения, применяемые при управлении новыми удаленными проектами:
• использование выделенных коммутируемых каналов связи
• использование технологий Virtual Private Network – работа в реальном режиме времени по виртуальным зашифрованным каналам связи.
• Использование современных криптографических технологий и технологий электронной подписи для обеспечения конфиденциальности и достоверности информации в системах электронной почты и корпоративного документооборота.