Екатерина Шохина, Анастасия Малахова, «Эксперт Online» / 1 ноября 2006
Развитие рынка частных медицинских услуг тормозят неравноправная конкуренция с государственными поликлиниками, поборы госструктур, неадекватная система распределения расходов внутри медицинских центров и отсутствие грамотного маркетинга.
Рынок частных медицинских услуг развивается не слишком активно. На сегодняшний день число частных медицинских клиник в Москве составляет не более 10% от общего числа медицинских учреждений столицы, а рынок частных медицинских услуг в целом по России составляет только 3%. Что мешает развиваться частной медицине в России, решил выяснить «Эксперт Online».
Во-первых, это конкуренция с государственными учреждениями (конечно, не районными поликлиниками, а с хорошими медицинскими центрами). «Частная медицина поставлена в самые неблагоприятные условия в сравнении с государственной медициной. Очень большое число государственных учреждений имеет право оказывать коммерческие услуги, при этом по сравнению с частной медициной у них есть ряд преференций — отсутствие арендной платы и затрат на закупку и обновление оборудования и расходных материалов», — говорит директор центра по лечению бесплодия «ФертиМед» Маргарита Аншина. «Никого не удивляет наличие так называемых хозрасчетных поликлиник, которые являются, по сути, государственными предприятиями, выступающими как субъекты рынка. Они настолько успешны в своей предпринимательской деятельности, что зачастую даже не участвуют в системе ОМС», — подтверждает президент Группы компаний МЕDИ Тамас Мчелидзе. Что в итоге? Врачам становится просто не выгодно идти работать в частные медцентры, ведь зарплата там отнюдь не высока: в среднем терапевт получает 700—800 долларов, а положение менее стабильное. «Несмотря на то что, зарплаты врачам в частных клиниках заметно выше, чем официальные в государственных (для терапевтов и врачей общего профиля как минимум на 30%, а для узких специалистов в разы), в госструктурах реальные доходы врачей могут быть значительно выше», — замечает Аншина.
В результате частные медцентры оказываются перед выбором: либо увеличивать зарплату врачам, дабы удержать конкурентоспособных специалистов, но из-за этого поднимать стоимость услуг и лишаться части клиентов, либо лишаться специалистов.
Вторая проблема частников — крайне высокая цена входа на рынок для полноценного, хорошо оснащенного медицинского центра, говорит Мчелидзе. Помимо высоких затрат на аренду и специалистов это еще и бесконечные поборы различных служб — административно-техническая инспекция, пожарники, санэпидстанция. «Каждый день на нас наезжает новая структура, которая от нас чего-то хочет, и, грозя штрафами, попросту вымогает деньги. Не каждое учреждение это выдерживает, и в итоге многие закрываются, а врачи оказываются на улице», — говорит директор одного из медицинских центров, пожелавший остаться неизвестным. Да и лицензию получить частникам непросто, санэпидстанция предъявляет завышенные требования к размеру и ремонту помещения.
Чтобы остаться на плаву, медцентры часто раскручивают клиентов на приобретение ненужных дополнительных услуг. «Упор делается на увеличение объема услуг, а не на их качество», — отмечает руководитель департамента добровольного медицинского страхования ЗАСО «ЭРГО Русь» Наталья Каримова. Например, первичная консультация в частных медцентрах стоит порядка 500 рублей, после которой вас дополнительно направят в целый ряд кабинетов и назначат длинный перечень анализов и процедур. Причина проста: хорошо известный в экономике эффект «асимметрии информации». Врач априори владеет гораздо большей информацией, чем вы. А значит, понять, на самом ли деле нужна та или иная процедура, вам вряд ли удастся. Зато клиника получает дополнительные доходы.
В ряде частных поликлиник, чтобы заработать больше денег, стремятся пропустить больше народу, врачам выделяют 15 минут на пациента. «А что за это время можно сделать? — говорит врач медицинского центра. — Как минимум нужно полчаса, чтобы поговорить с пациентом, записать историю болезни, осмотреть его, назначить лечение». «Пятнадцатиминутный прием пациентов — это общепринятый регламент, — парирует генеральный директор сети поликлиник «Семейный доктор» Юлия Графова. — Это поточная технология, от этого никуда не деться. Зато исключаются какие-то преференции пациентам, все в равных условиях. Существенно экономить время на ведении истории болезни каждого пациента позволяет развитое программное обеспечение».
Все это негативно сказывается на отношении населения к частным медицинским центрам. Правда, Каримова считает, что в этом виноваты не только внешние обстоятельства, но и внутренняя система управления клиниками. «Большие средства вкладываются центрами не в развитие самой медицины, а в так называемый антураж. Главные составляющие стоимости медицинских услуг — аренда, расходы на дорогостоящие ремонты. Следующая графа — стоимость оборудования и последняя — заработная плата медицинского персонала». «Семейный доктор» представил несколько другую схему затрат. Лишь на первом этапе львиная доля расходов уходит на аренду. «По прошествии года картина меняется, и расходы распределяются примерно таким образом: 20% — аренда, 35% — зарплата врачам, 20% — расходные материалы, 10% — реклама», — говорит Юлия Графова.
«Если же центр приобретает дорогостоящее современное медицинское оборудование, как правило, деньги на обучение врачей, которые должны с этим оборудованием работать, не выделяются, — отмечает Каримова. — А обучать врачей, повышать их квалификацию необходимо. Именно квалифицированные медицинские специалисты — основной капитал любого медицинского учреждения».
«Медицинские центры зачастую привлекают молодых врачей сразу же после окончания ординатуры, приглашают молодежь из регионов. И дело совсем не в том, что у них нет практического опыта, этот опыт придет, и очень скоро. Главное в том, что молодых специалистов необходимо обучать работать на современном оборудовании. Умение работать на медицинском оборудовании нового поколения с современной лабораторией в коммерческих условиях требует серьезной подготовки. Часто врачи сидят за инструкцией по эксплуатации медицинского аппарата, изучая, как его включить. Хронически не хватает хороших, результативных современных методик лечения с учетом такого технического развития. Одно отстает от другого», — сокрушается Каримова.
«Мы делаем все, чтобы поддерживать квалификацию персонала на самом высоком уровне, в том числе обеспечиваем участие врачей во всех международных конгрессах и их поездки в дружественные центры того же профиля за рубежом, — оппонирует Аншина, — но внутри страны мало мест, куда можно отправить персонал учиться».
И наконец, еще одной серьезной проблемой, тормозящей развитие частной медицины, является отсутствие грамотного маркетинга и позиционирования клиники. «Специалистов по «продажам» в здравоохранении не так много, поэтому, если рассматривать перспективу, умелое продвижение своих услуг будет основополагающим фактором успешного развития сегмента платных медицинских услуг», — уверен руководитель департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов.